С чего начиналось Художник — художнику плохого не посоветует


СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:

С чего начинается художник? Или где его начало?

Дата: 6 Февраль 2014 Рубрика: О творческих людях, Разное Комментарии: 10 комментариев

Эта статья для тех, кто собирается стать художником. Я излагаю свою точку зрения, и она не претендует на истину в последней инстанции. Я предлагаю разобраться с вопросом: — С чего начинается художник? Художник- понятие многогранное и сложное, но в то же время очень простое. Он может быть великим, влияющим на умы людей, а может быть не особо известным. Но нас интересует момент рождения художника.
Я считаю, что художник – это прежде всего внутреннее наполнение, и потом только техника. Техника приходит потом, когда сформировано желание творить, воплощать. Тогда появляются силы и энергия.
Когда нас переполняет увиденное, то мы хотим этим поделиться с окружающими. И тогда мы выбираем средство выражения наших мыслей. Это может быть слово, фото, кино, холст и т.д.
Вот здесь, я считаю, точка отсчета в рождении художника. А достигнет он высоких результатов или нет, это зависит от терпения и труда.
Обычный день современного человека проходит в погоне за… И не всегда человек знает за чем он собственно гонится. Вроде надо денег заработать, дела, заботы, туда успеть, там купить. Смотришь, не заметил, как 10 лет прошло. А что вспомнить? А вспоминаем мы как правило , наиболее эмоциональные события. То, что было шаблонно, однотипно, мы не помним. И умение наслаждаться прекрасным- это одно из ярких эмоциональных переживаний.
Каждый ловил себя на мысли, как здорово наблюдать закат, когда красные лучи озаряют земные просторы, как приятно смотреть на птиц, на воду. Мы тогда чувствуем покой и гармонию.
Но некоторым людям созерцание прекрасного доставляет особое удовольствие, и они покупают фотокамеру и начинают ловить красивые состояния природы, или берут кисти и идут на пленэр, чтобы успеть поймать особое состояние восхода. Или сочиняют стихи. Пусть еще нет техники, но уже есть потребность в прекрасном. Так может родиться прекрасный творец.
А может ли каждый стать художником? В принципе, я считаю, что да. Только пользуются этой возможностью не все.
А как на счет таланта? Из истории мы знаем, что гениальные люди говорят о составляющих своего успеха так: 10 % талант, а остальные 90% труд. И так в любом деле. Кто больше из футболистов промахивается по мячу, тот больше и забивает.
В моем институте учился один студент. Он добился прекрасных результатов благодаря своему труду. Когда он учился в школе, он был самым маленьким в классе, и его дразнили. Ничем выдающимся не отличался. И решил стать художником, чтобы доказать окружающим свое значение в их глазах. Но когда он стал заниматься рисунком и живописью, то так увлекся, что вырос в прекрасного художника. Он был лучшим на нашем факультете. Здесь человек открыл в себе художника во время процесса обучения. Но были и такие студенты, которые обучались не для того чтобы творить и стать художником, а для диплома. Поэтому получается, что не всегда умеющий более менее рисовать человек является художником.

Итак мы видим, что для рождения художника нужно состояние, которое нас захватывает, увлекает.

Но одного умения видеть не достаточно, надо делать, реализовывать идеи. А остальное приложится.

К обычным людям приходят иногда мысли, а не послать бы эту всю суету подальше и заняться любимым делом.
А какое собственно любимое дело? Не попробуешь, не узнаешь, может Ваше любимое дело-живопись? И как только пришла мысль о том, чтобы попробовать себя в новом, наша задача ее подкреплять, и заботиться о том, чтобы она не исчезла. И самое важное в этот момент — это начать делать.
Можно начать с малого. Купить, например фотокамеру, и просто учиться ловить прекрасные моменты из жизни, или в природе, фотографируя их. Потом, по накопленным материалам можно что-то интересное нарисовать или составить коллаж в Photoshop.
Это уже творчество. Дальше раскручивается маховик. Мысли будут проситься наружу. Нам захочется поделиться увиденным с окружающими, и мы начнем улучшать технику нашего мастерства. Некоторым людям начнет нравиться наше творчество, и это будет нашим вознаграждением за труд.

Итак, может Вы в душе уже художник, но тогда кто мешает творить? Очевидно, что мы сами себе всегда мешаем. Но это поправимо, надо только больше смотреть на тех людей, кто уже рисует. И тогда желание научиться писать картины будет увеличиваться. Вот например можно начать с этого курса.

Как отличить хорошего художника от плохого?

Как понять, что перед вами не произведение искусства, а похабная мазня? Разбираем на примере портретистов Александра Шилова и Карла Брюллова.

1. Человек на портрете написан так, будто сидит на фоне задника в фотоателье

Свет на фигуру может падать с одной стороны, а на фоне идти с другой, фигура может вообще не сочетаться с фоном. С таким же успехом ее могли вставить в фотошопе.

Вот портреты Карла Брюллова, люди у него нормально встроены в окружающую атмосферу:

А вот портреты современного художника Александра Шилова, который рисует портреты на заказ:

2. Голова как будто приставлена к телу

Иногда это результат того, что у художника есть только фотография лица, головы по плечи, а остальное ему приходится выдумывать самостоятельно, то есть он не писал модель с натуры. Получается коллаж.

Голова Гагарина на картине Шилова явно раньше жила своей жзнью:

А вот как органично все у Брюллова:

3. Кожа ярко бликует, как у восковой фигуры

Посмотрите на рисунок. Полумесяц справа внизу называется «рефлекс», это элемент светотени, который помогает создать объем. У многих плохих портретистов проблема с рефлексами на шее и подбородке, это сразу бросается в глаза.

4. Явные проблемы с анатомией и пропорциями

Руки вообще рисовать так сложно, что первые портретисты начала 15 века старались обходиться без них и рисовали одни головы. Руки и ладони особенно выдают недоучек.

5. Люди на картине некрасиво, странно, несочетаемо одеты

Парадный реалистический портрет – это произведение искусства, а костюм — это его язык. У Шилова все позирующие одеты в вульгарные полупрозрачные платья и дорогие шубы, а акцент делается на «дорого-богато»:

А вот, как пишет портреты на заказ другой современный художник Ремнев. Почувствуйте разницу:

6. Людей на картине окружают неуместные, странные предметы

В портретах реальных людей бывают атрибуты: кольцо у новобрачных или помолвленных, циркуль – у архитектора, скрипка – у музыканта. Но иногда это просто понты. Вот зачем у этой дамы в похабном платье с шиловского портрета ключи от машины на столике?

7. Люди находятся в некрасивом, странном, неуместном интерьере

Кроме языка костюма, есть еще и язык интерьера. У Шилова это комнаты, набитые антиквариатом и подделками под антиквариат. Никакой смысловой нагрузки эти вещи не несут, однако художник искренне думает, что они несут нагрузку эстетическую.

А вот так выглядят портреты тех, у кого нашлось бабло на нормального художника:

8. Плохая композиция, поза, сочетание цветов

Вот вам для сравнения две картины, одинаковые по композиции. Потренируйтесь для себя, почувствуйте разницу:

  • У императрицы зеркало скругленное, обрезает ее по шею, фокусирует внимание на лице, голова в профиль рифмуется с настоящей. У Шилова зеркало другой формы, на что это влияет?
  • У Шилова в зеркале красная занавеска – зачем?
  • Императрица стоит прямо, тетенька в синем скособочена – что меняется в восприятии картины?
  • Что изменилось от перестановки букета?

Слева Шилов, справа Ж.Л. Монье. Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны, 1802

9. У хорошего портрета должна быть душа

А глаза — это зеркало души. Вот вам несколько хороших портретов, чтобы немного успокоить возмущенное чувство прекрасного:

Четыре культовые цитаты, которые художники на самом деле не произносили

Пабло Пикассо

Некоторые цитаты ошибочно прилипают к знаменитостям в один момент. Другие обретают « авторство» в течение поколений. Знаменитую максиму про « копируют и крадут» в её нынешнем виде придумал британо-американский поэт Томас Стернз Элиот. В 1920 году он написал: «Молодые поэты подражают , зрелые поэты воруют» . Эту фразу приписывают также русскому композитору Игорю Стравинскому ( в варианте для музыкантов она звучит как «хороший композитор не подражает , он ворует» ) и американскому писателю Уильяму Фолкнеру.

Фото слева: PictureQuotes.com

Но среди множества фальшивых цитат , присвоенных испанскому художнику , есть ещё более абсурдная. В 1952 году обозреватель Washington Post написал , что газеты в Париже были « взвинчены» сообщениями о сенсационном признании , вышедшем из студии Пикассо. Знаменитый мастер якобы сознался , что не находит «мужества думать о себе как о художнике в великом и древнем смысле этого слова» и на самом деле считает себя просто «массовиком-затейником , который понял своё время» .

В действительности же это интервью было отрывком из сатирического романа итальянского писателя Джованни Папини , написанного в 1931 году. Его главный герой Годжинс , вымышленный бизнес-магнат , наполовину гаваец , путешествует по миру и беседует с такими людьми , как Гитлер , Ганди , Генри Форд и , как вы уже догадались , Пикассо.

Винсент Ван Гог

Среди немногих людей , которые поддерживали Винсента Ван Гога во время пожизненных психологических неурядиц , на первом месте стоит его брат Тео. Ему были адресованы более девяти сотен писем , которые голландский художник написал между 1872-м и 1890 годами.

Оттуда взяты самые известные высказывания , которые теперь широко распространились под его именем: «Я всегда делаю то , что ещё не умею , чтобы научиться этому» ; «Великое создаётся не одним только импульсивным действием , но и соучастием множества вещей , которые были приведены к единому целому» ; «Нет ничего более подлинно художественного , чем любить людей» . И , наконец , 2 октября 1884 года: «Я скорее умру от страсти , чем от скуки» .

С чего начиналось: Художник — художнику плохого не посоветует

Меня всегда восхищали художники – люди не от мира сего – способные жить в нищете и жертвовать собой ради занятий искусством. Во все времена жизнь художника в широком смысле этого слова (поэта, писателя, певца, актёра, музыканта и т.п.) была нелегка. Но если раньше художников опекали, то сейчас они вынуждены выживать.
При советской власти большинство художников были включены в творческие союзы и материально поддерживались государством. А сейчас творцов отпустили на «вольные хлеба». Художники стремились к свободе – и они её получили. При абсолютной творческой свободе, творцы вынуждены строить стратегии выживания в поисках востребованности.
22 декабря 2020 года на Новой сцене Александринского театра я участвовал в дискуссии «Художник в ХХ веке. Стратегии выживания».
Как выжить художнику в наше непростое время? – А когда времена были простые?
Когда же художнику было труднее: в ХХ веке или сейчас – в веке XXI ?

Для художника актуально не только физическое выживание, но выживание и психическое, и социальное. Ради своего увлечения искусством художники готовы жертвовать всем: жить впроголодь, конфликтовать с властью, эмигрировать из страны.
В простые времена художнику жить не интересно. Именно в трудные времена создаются шедевры.

По мнению признанного знатока истории Петербурга Льва Лурье, для художника в XX веке существовало четыре основных стратегии выживания: 1\ вписаться в систему, 2\ выбрать неидеологизированные области творчества, 3\ андеграунд, 4\ встать на путь борьбы с действительностью. Большинство художников прогибались между 2 и 3 пунктом.

В начале 80-х годов прошлого века я работал в НИИ комплексных социальных исследований Ленинградского университета. Однажды к нам в лабораторию проблем молодёжи пришёл парень и предложил мне прочитать его рассказ. Для меня это было открытие андеграунда.

Ленинградские группы андеграунда в 1950-60-х годах в условиях советской тоталитарной диктатуры были очагами свободы. Чтобы решиться на творчество, которое могло быть расценено как преступление, нужен был героизм.

В нашем НИИ некоторое время работал Борис Гребенщиков. Но после одного своего выступления, его дело рассматривали на комсомольском бюро и попросили уйти из института.
Творчество рок-музыкантов было формой социального протеста. Всем нам хорошо известны имена: Виктор Цой, Костантин Кинчев, Борис Гребенщиков и другие. За своё творчество был убит Игорь Тальков.

Всем запомнились ругательные высказывания Хрущёва по поводу произведений авангардистов: «Вызывает ли это какое-нибудь чувство? Хочется плюнуть! Вот эти чувства – вызывает». «Это педерастия в искусстве! Так почему, я говорю, педерастам – 10 лет, а этим – орден должен быть?»

В марте 1963 года на встрече с интеллигенцией в Кремле Никита Хрущёв под аплодисменты большей части зала кричал, обращаясь к поэту Андрею Вознесенскому: «Ишь ты какой Пастернак нашёлся! Мы предложили Пастернаку, чтобы он уехал. Хотите завтра получить паспорт? Хотите?! И езжайте, езжайте к чёртовой бабушке. Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам!»

Из-за опубликованного на Западе стихотворения «Нобелевская премия» Пастернак в феврале 1959 года был вызван к Генеральному прокурору СССР Р.А.Руденко, где ему угрожали обвинением по статье 64 «Измена Родине». Предлагали даже лишить Пастернака советского гражданства и выслать из страны. Председатель КГБ Владимир Семичастный (по указанию Хрущёва) сказал следующее: «… как говорится в русской пословице, и в хорошем стаде заводится паршивая овца. Такую паршивую овцу мы имеем в нашем социалистическом обществе в лице Пастернака, который выступил со своим клеветническим так называемым «произведением»…» (имеется в виду роман «Доктор Живаго» – Н.К).

Когда я учился в Университете, то часто посещал неформальные выставки авангардистского искусства, дружил со многими художниками-нонконформистами. Помню общественный резонанс по поводу выставки в ДК им. И.И.Газа; помню также выставку художников в ДК «Невский» в 1975 году. Это был глоток свободы!


Началом освобождения искусства от идеологии стала так называемая «бульдозерная выставка» в Москве. Поскольку художникам-авангардистам запрещали официально выставляться, 15 сентября 1974 года они организовали неофициальную выставку своих картин на открытом воздухе на опушке Битцевского лесопарка в Беляево.

Акция была жестоко подавлена властями с привлечением большого количества милиции, а также с участием поливочных машин и бульдозеров, отчего и получила название «бульдозерная выставка». Картины ломали, художников увозили в участок, где заявляли: «Стрелять вас надо! Только патронов жалко…»

Творчество всегда было территорией свободы человеческого духа. Художники отстаивают право на инакомыслие, право быть собой. Все они обладают инстинктом свободы. В СССР некоторые за своё свободолюбивое творчество были привлечены к уголовной ответственности. Например, художник Юлий Рыбаков отсидел 6 лет. Теперь он президент «Арт-центра «Пушкинская-10», бывший депутат Госдумы РФ.

10 ноября 2014 года я был в Эрмитаже на научной конференции «Территория свободы». Цель конференции — через историю нонконформистского движения в городе на Неве показать важность сохранения в искусстве инстинкта свободы.
Я поинтересовался у самих художников, как они понимают, почему творчество часто преступление.

Куратор Анастасия Пацей считает, что искусство – это преступление против обыденности, против необразованности. Это очень мощное оружие, но которое всё-таки борется со злом во имя добра.

Доктор философских наук Николай Суворов подчеркнул, что искусство – территория свободы. Он считает, что творчество – это преступление против кровати, против «тёплого местечка», против семьи, это преступление перед традицией, потому что всякое творчество традицию хочет убить.

Валентин Самарин (Тиль) полагает, что без преступления нет творчества. Потому что нужно что-то преступить, нужно выйти в другое пространство, чтобы творить. Поэтому творчество это преступление.

Творчество – это преступление над обыденностью. В творчество художник привносить часть своей натуры. Каждый человек этим занимается.

«Гений не следует нормам, он нарушает и создаёт их», – писал Иммануил Кант.

«Каждый новый шаг вперёд необходимо является оскорблением какой-нибудь святыни, бунтом против старого, но освящённого привычкой порядка», – писал Питирим Сорокин.

Известного композитора Рихарда Вагнера преследовали как «политического преступника».
Английский писатель Оскар Уайльд, как известно, отсидел в тюрьме не просто за гомосексуальную связь, но, не в меньшей степени, за своё творчество, которое расценили как пощёчину общественному вкусу.

В декабре 1998 года художник Авдей Тер-Оганян показал беспрецедентный перфоманс – он разрубил несколько икон на выставке «Арт-Манеж». Этот перфоманс был расценён православными как оскорбление чувств верующих. Дирекция ответила, что каждый имеет право выставлять то, что хочет. Художнику предъявили обвинение по 1-й части статьи 282 УК РФ (возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды).

Может ли произведение искусства быть преступлением?
Может, если в действиях художника или в художественном произведении усмотрят возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, призывы к свержению государственного строя, пропаганду наркомании, педофилии или оскорбление чувств верующих.

Недавно вместе с семьёй покинул родину известный художник-акционист Пётр Павленский после того, как против него было подано заявление о насильственных действиях сексуального характера. По словам скандального художника, в России его самого и сожительницу обвиняют в сексуальном насилии. Павленский назвал обвинения клеветой. Теперь он собирается просить убежища во Франции.

Известный литературовед и общественный деятель Ирина Дмитриевна Прохорова на «Прямой линии» с Президентом РФ Владимиром Путиным выразила опасение: «Начинаются какие-то гонения на современное искусство, которое начинают обвинять во всех немыслимых и мыслимых грехах».

7 января 2020 года Патриарх Кирилл в интервью телеканалу «Россия 1» сказал:
«Творчество и культура должны возвышать человеческую личность. Если постановка, фильм, произведение искусства, литературное произведение поднимает человека, если оно даёт ему силы любить, жертвовать, трудиться, уважать другого, — значит, это подлинная культура. Что-то в изображениях на религиозную тематику может быть не вполне удобно для моего восприятия, но я с уважением отношусь к творчеству настоящих художников…»

Каждая Леди должна знать:  Ivroshe растительная косметика для россиянок от Ив Роше

Каждого сколько-нибудь настоящего художника, пытавшегося говорить правду, власть всеми способами уничтожала. Существуют версии, будто А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова убили по приказу царя под видом дуэли, а А.С.Грибоедова царь намеренно отправил в опасный Тегеран. П.Я.Чаадаев за свои «Философские письма» был официально объявлен сумасшедшим, труды его были запрещены к публикации в имперской России. К расстрелу был приговорён Ф.М.Достоевский за участие в антиправительственном заговоре. Расстрел заменили на каторгу, где писатель провёл много лет.

В России литераторы почему-то не могли заняться другим делом и потому нищенствовали. Помяловский должен был жить, как последний пролетарий. Курочкин два года жил на жалованье в 14 рублей в месяц, постоянно нуждался в самом необходимом, хворал и умер от истощения. Н.Е.Чернышев умер от нужды. Надсон даже в самый разгар своей литературной деятельности настолько был материально необеспечен, что не в состоянии был завести себе шубу.

Добролюбов буквально принёс себя в жертву ненасытному Молоху – литературе и в три года сгорел до тла… Островский страдал безотчетною пугливостью и постоянно находился в каком-то тревожном состоянии. Вс.Гаршин страдал меланхолией и острым умопомешательством. В конце концов он бросился в пролёт лестницы дома и расшибся до смерти. Батюшков сошёл с ума. Г.И.Успенский по слухам, был безнадёжно болен умопомешательством. Помяловский умер от белой горячки. Н.Успенский перерезал себе горло.

За свою эпиграмму «Кремлёвский горец» («Мы живём, под собою не чуя страны…») Осип Мандельштам был арестован и умер в пересыльной тюрьме.
В тюрьме чекисты убьют и крестьянского поэта Клюева, расстреляют писателя Пильняка.
Поэт Николай Гумилёв 3 августа 1921 года был арестован по подозрению в участии в заговоре «Петроградской боевой организации В.Н.Таганцева» и расстрелян.
По ленинградскому «писательскому делу» в октябре 1937 года был арестован Бенедикт Лифшиц, 21 сентября 1938 года расстрелян.
Михаил Кольцов в 1938 году был отозван из Испании и в ночь с 12 на 13 декабря того же года арестован в редакции газеты «Правда». 1 февраля 1940 года был приговорён к смертной казни по обвинению в шпионаже и расстрелян.
Исаак Бабель был приговорён к высшей мере наказания и расстрелян 27 января 1940 года по обвинению в «антисоветской заговорщической террористической деятельности» и шпионаже.

Спецслужбами (по одной из версий) будто бы по поручению Сталина был отравлен и Алексей Максимович Пешков, вошедший в нашу литературу под псевдонимом Максим Горький. Накануне смерти Горького заменили весь медперсонал и медсестру, дававшую ему лекарства. В момент смерти у постели писателя была только его последняя любовница – Мария Будберг, являвшаяся агентом НКВД. Не имея никакого медицинского образования, именно она дала Горькому какое-то последнее лекарство в его жизни, которое он пытался выплюнуть.

Членам творческих союзов в СССР оказывали материальную поддержку, соответственно «рангу». Авторов просто подкупали, чтобы они писали то, что было нужно властям. Союз писателей отказал Александру Грину в пенсии с формулировкой: «Грин – наш идеологический враг. Союз не должен помогать таким писателям! Ни одной копейки принципиально!»
Александр Грин страдал от алкоголизма и умер в нищете, забытый всеми. «Эпоха мчится мимо. Я не нужен ей – такой, какой я есть. А другим я быть не могу. И не хочу».

Многие не признанные на родине авторы были вынуждены эмигрировать за границу. Автор «Окаянных дней» Иван Алексеевич Бунин уехал за границу, и больше на родину не вернулся, хотя его неоднократно приглашали.
Вернувшаяся в 1939 году в СССР Марина Цветаева 31 августа 1941 года покончила с собой (повесилась).

А сколько творцов сгинуло в сталинском Гулаге?!
Показательно, что треть участников Первого съезда писателей (182 человека) погибли в течение нескольких следующих лет в тюрьмах и ГУЛАГе.
Создатель «Розы Мира» Даниил Андреев сидел в тюрьме по 58 статье, как и отец отечественного ракетостроения Сергей Павлович Королёв.

Александр Фадеев 13 мая 1956 года застрелился из револьвера. В предсмертном письме в адрес ЦК КПСС он написал: «Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии и теперь уже не может быть поправлено. Жизнь моя, как писателя, теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь и клевета, ухожу из жизни…»

Поскольку в СССР многие художественные произведения не печатались, литераторы переправляли их на Запад. С 1958 года писатели А.Д.Синявский (под псевдонимом Абрам Терц) и Ю.М.Даниэль (Николай Аржак) публиковали за рубежом повести и рассказы с критическим настроением по отношению к Советской власти.
Когда КГБ выяснил, кто скрывается под псевдонимами, писателей обвинили в написании и передаче для напечатания за границей произведений, «порочащих советский государственный и общественный строй». Даниэль был осуждён на 5 лет лагерей по предъявленной ему статье 70 УК РСФСР «антисоветская агитация и пропаганда». Синявский был приговорён к 7 годам лишения свободы в исправительно-трудовой колонии строгого режима.

Показательна судьба поэта Иосифа Бродского. В СССР Иосифа Бродского считали бездарем и тунеядцем. После публикации в газете «Вечерний Ленинград» статьи «Окололитературный трутень» вышла подборка писем читателей, которые требовали привлечь тунеядца Бродского к ответственности. Поэта арестовали. С февраля по март 1964 года прошли два судебных процесса. В итоге поэта приговорили к пяти годам принудительного труда в отдалённой местности.
Близкий друг Иосифа Бродского Яков Гордин (главный редактор журнала «Звезда») рассказал мне, почему Бродский не был тунеядцем ни по жизни, ни по закону.

Иосиф Бродский и Александр Солженицын были высланы из СССР.
В 1970 году А.И.Солженицыну была присуждена Нобелевская премия по литературе с формулировкой «за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы». В результате Александр Солженицын был исключён из Союза писателей СССР.
Также по политическим мотивам из Союза писателей были исключены А.Синявский, Ю.Даниэль, Н.Коржавин, Л.Чуковская, В.Максимов, В.Некрасов, А.Галич, Е.Эткинд, В.Войнович, Виктор Ерофеев, Е.Попов и др.

Многие писатели и художники не выдержали тоталитарной диктатуры и покинули СССР. Некоторые просто не возвращались и оставались на Западе, как, например, Андрей Тарковский, Михаил Барышников, Рудольф Нуриев, Юрий Любимов и другие.

«Что такое, собственно говоря, искусство?» – размышлял Андрей Тарковский. – «У меня нет никакого сомнения, в том, что искусство – это долг, то есть, если ты что-то создаёшь, ты чувствуешь, что должен это сделать». «Мне кажется, мы должны использовать наше пребывание на земле, чтобы духовно возвыситься».

«У человека должны быть ограниченные материальные потребности и безграничные – духовные. Только так можно достойно прожить каждому из нас и всему человечеству», – говорил Сальвадор Дали.

В последние годы жизни Дали продавал чистые полотна со своей подписью. Он презирал «ценителей живописи», называя их «идиотами».
«Наше время – эпоха пигмеев, – говорил Дали. – Остаётся только удивляться тому, что гениев ещё не травят, как тараканов, и не побивают камнями».
«В наше время, когда повсеместно торжествует посредственность, всё значительное, всё настоящее должно плыть или в стороне, или против течения».

Известна печальная судьба художников Гогена и Ван-Гога. Недавно я побывал на выставке «Винсент Ван-Гог. Ожившие полотна». Всю жизнь он боролся с бедностью, некоторое время лечился в психлечебнице. Инсталляции картин и рассказ о гениальном художнике напомнили мне высказывание Диогена: «Я не сумасшедший. Только ум мой не такой, как у вас».

Мой учитель доктор юридических наук, профессор Я.И.Гилинский подарил мне свою новую книгу «Творчество как позитивная девиантность». Давно замечено, что негативные отклонения и позитивные взаимосвязаны, как связаны гений и сумасшествие. Творческий процесс и самого творца часто воспринимают как отклонение от нормы и даже как патологию.

По мнению американского ученого П.Хилла, творчество «можно определить как успешный полёт мысли за пределы неизвестного».
Зигмунд Фрейд понимал творческий акт как реализацию сексуальной фантазии, а творческую активность считал результатом сублимации сексуального влечения.
Эрих Фромм понимал креативность как способность удивляться, умение находить решения в нестандартных ситуациях, способность глубокого осознания собственного опыта и открытие нового.

Всякое новое есть нарушение привычного, переформатирование старого, открытие неожиданного. В результате художник может оказаться как на вершине признания, так и на дне общества.

Шопенгауэр говорил о том, что гений попадает в цель, которую никто не видит.
«Не нацеливайся на успех – чем большее ты сделаешь своей целью, тем больше шансов промахнуться, – пишет Виктор Франкл в книге «Человек в поисках смысла». – Успеха, так же как и счастья, нельзя добиваться – он должен приходить естественно. как побочный результат полного посвящения себя течению событий, большему, чем ты сам».

Художники являются некоей аномалией. Поэтому они часто выпадают из общества. Многие из них могут страдать психическими и физическими расстройствами.
Творчество часто граничит с безумием. Эмиль Дюркгейм говорил, что гений и сумасшедший очень близкие понятия.

Может ли искусство свести с ума?
Примеров тому множество. Композитор Чюрлёнис, художник Врубель, скульптор Камилла Клодель и множество других. Ги де Мопассан закончил жизнь в сумасшедшем доме. Сошёл с ума и Фридрих Ницше.

Для настоящего художника наградой является наслаждение процессом творчества, вне зависимости от результата. Утрата творчества равносильна потере смысла существования, что может привести к безумию или самоубийству.

Стоит ли искусство того, чтобы ради него жертвовать своей жизнью?
Для настоящего художника это не вопрос. «Нужно служить, отдавать себя в жертву искусству», – считал Андрей Тарковский.

Творчество имеет множество негативных последствий. Творческий процесс поглощает художника настолько, что он готов не спать, голодать, не иметь никаких социальных гарантий, и даже признания.

Многие художники так описывают состояние творческого вдохновения: «идеи падают с небес», «мысли льются», «открывается канал».
Композитор Альфред Шнитке признавал: «Кто-то диктует, а я записываю».
Ньютон в последние годы творчества писал: «. Бог пребывает всюду, также и в вещах». «Это он является посредником между телами, он соединяет воедино составляющие мир тела. »
Ньютону временами казалось, что он сходит с ума, что его преследуют.

Художники, как правило, шизоиды. Многие страдают маниакально-депрессивным психозом, а некоторые и шизофренией.
У Н.Некрасова была циклотимия – мягкая форма маниакально-депрессивного психоза.
Александр Блок, Ницше, Чюрлёнис, Хлебников, Гильдерлин, Врубель и многие другие художники страдали психическими расстройствами.
Н.В.Гоголь страдал тафефобией – боязнью быть похороненным заживо. Перед смертью Гоголь двое суток провёл без воды и пищи на коленях перед иконой. Гоголь был болен неизлечимой болезнью, и умер от нежелания жить.

Болели психическими расстройствами Ф.М.Достоевский, В.М.Гаршин, В. Ван-Гог, А.Стриндберг, Сальвадор Дали, Р Шуман и многие другие.
Ф.М.Достоевский был эпилептиком, также как Петрарка, Мольер и Флобер.
На разных этапах жизни более или менее выраженные признаки нездоровья обнаруживали Н.А.Некрасов, А.А.Фет, И.А.Гончаров, Л.Н.Толстой, А.М.Горький.

Многие художники совершали попытку самоубийства.
Афанасий Фет страдал продолжительными периодами тоски и отчаяния. «Добровольно иду к неизбежному», – написал Фет в своей предсмертной записке.
В страшных мучениях умер автор известного произведения «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищев. Он покончил с собой, выпив яд.
Писатель А.К.Толстой ввёл себе слишком большую дозу морфия (которым лечился по предписанию врача), что привело к смерти писателя.

Художник живёт на грани душевной болезни, но часто именно благодаря ей и приходит вдохновение. После прилива творческой энергии возникает чувство опустошения, упадничества, кризиса. Для воссоздания состояния вдохновения некоторые художники прибегают к таким заменителям как алкоголь, наркотики, игра в азартные игры. Пристрастием к игре в рулетку страдал Ф.М.Достоевский. А.С.Пушкин числился в полицейском списке игроков, как «известный в Москве банкомёт». По воспоминанию друзей, Маяковский страдал лудоманией.

Владимир Маяковский был невротиком, часто впадал в истерику, плакал. Ему принадлежат строки: «. Я обвенчаюсь с моим безумием» (поэма «Владимир Маяковский); «Да здравствует снова мое безумие» (поэма «Человек»). «А сердце рвется к выстрелу, а горло бредит бритвою. »
В итоге Маяковский застрелился из револьвера, подаренного ему ГПУ.

Самоубийство Сергея Есенина тоже наделало много шума. Говорят, что Есенин повесился от душевной тоски. Ещё в 1916 году он восклицал: «В зелёный вечер под окном!! На рукаве своём повешусь. » 28 декабря 1925 года Сергея Есенина нашли мёртвым в ленинградской гостинице «Англетер». Некоторые убеждены, что самоубийство было инсценировано НКВД по указанию Сталина.
По воспоминаниям близких друзей, Сергей Есенин в последние месяцы своего трагического существования бывал человеком не больше одного часа в сутки. От первой утренней рюмки уже темнело его сознание.

Алкоголизм погубил многих талантливых художников. Александр Фадеев в течение многих лет страдал алкоголизмом. В состоянии тяжёлой депрессии, вызванной очередным приступом, Фадеев покончил жизнь самоубийством.

Алкоголизм и наркомания сгубили Владимира Высоцкого. По утверждениям жены Высоцкого Марины Влади, её мужа убили наркотики, которые он употреблял по предписанию врача, чтобы излечиться от алкоголизма. Если верить последнему фильму «Высоцкий», то в смерти поэта были замешаны органы госбезопасности (КГБ).

Есть мнение, что для успешного творчества художник должен быть голоден и одинок. Преодоление страданий, дискомфорта и неустроенности стимулируют его творить. Жизнь в ужасных условиях для многих служит стимулом вызвать вдохновенные состояния. Однако игнорирование потребности в пище, во сне, в сексе, приводит не просто к физическому истощению, но и к потере сна, что грозит физическими и нервно-психическими расстройствами.

По мнению Владимира Козлова, творчество – выражение предельного эгоизма, оно сверхчеловечно! В процессе творчества человек как бы вырастает из себя и становится проводником божественных начал. В творческом процессе художник погружается в переживание вечности, он вне времени. Упоённый состоянием вдохновения, художник часто безразличен к результату творчества, ему важен лишь сам процесс.

Художники, как правило, плохие торговцы, и не могут продать результаты своего творчества. Их непрактичность часто служит предметом злорадства людей обыденных.
Художник часто сам роет себе яму неприязни, а в итоге оказывается в изоляции как непонятый всеми чужой странный непонятный необыкновенный чужак.

Лично я сел писать роман «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак», когда оказался инвалидом, брошенный всеми, фактически без средств к существованию. Творчество для меня было своеобразным преодолением страха смерти. В романе-быль «Странник» (мистерия) я подробно проанализировал различные взгляды на процесс творчества.
Но писателем я себя не считаю. Писатель тот, кто может писать на заказ. Я не могу.

9 января 2020 года в библиотеке имени Маяковского в Санкт-Петербурге (Фонтанка, 46) состоялась дискуссия «Стратегии выживания в поисках востребованности». В ней приняли участие Дмитрий Тёткин, Инна Игрунина, Катя Дар, Марина Бойко, Денис Боевич, Марко Москера (Эквадор), Павел Полянов, Софья Кочергина, Ася Шнейдерман.


Сегодня идёт непримиримая борьба за выживание. Обласканные властью художники «как сыр в масле». А неподкупные и непризнанные выживают как могут.
«Именитые мастера» захватили бюджетные средства и на них создают свою «нетлентку», которая мало кому интересна. В то время как настоящие таланты вынуждены нищенствовать и собирать деньги через краудфандинг.

Властители часто выступают заказчиками для художников, тем самым подкупая их и заставляя себе служить. Некоторые художники сами готовы служить власть держащим, и делают всё, что прикажут, лишь бы им платили. Такая, с позволения сказать, «проституция» губительно сказывается на таланте.

Подкупая «продажных» художников, власть ставит их на ключевые командные посты, чтобы через них контролировать культурный процесс. «Назначенные авторитеты» сами не подают пример создания шедевров, но решают, что есть искусство, кто художник, а кто тунеядец.

Настоящие художники, как правило, «аутсайдеры», не состоящие в творческих союзах и не дружащие с «творческой мафией». Они «исключённые», они «тунеядцы».
Сегодня есть «обойма» официально признанных «творцов», остальные составляют новый «андеграунд».

«Литературная» и прочая «мафия» превратили в личную кормушку то, что принадлежало всем. За свою лояльность они получают заказы из бюджета и успешно «распиливают» их. Эти «псевдотворцы» принимают зрителей за идиотов, которым можно втюхивать ерунду под густым слоем рекламы. «Посмотрите – чтобы поверить». Они уверены, что люди – дураки, и поверят.

Признанные «авторитеты» признают «сумасшедшими» всех, кто готов вступить с ними в соревнование. Против «неугодных» творцов инспирируются обвинения в сексуальных домогательствах и прочих компрометирующих вещах. Армия наёмных «интернет-ботов» распространяет клевету против «возмутителей спокойствия», обвиняя в несусветных вещах и тем самым подстрекая к возбуждению уголовных дел.

«Псевдокумиры» и «дутые авторитеты», не способные создать шедевр, учат других художников, как жить и творить. Влияние этих «псевдоавторитетов» определяется не их талантом (как правило, его отсутствием), а близостью к власти.
Массовая известность, особенно сегодня, это результат сделки с властью.
Власть использует писателей, писатели используют власть.

В условиях безработицы власть вербует «инженеров человеческих душ», создавая из них «легион» своих «властителей дум». Появились писатели, рождённые в кабинетах власти (так называемый «писательский проект»). Таких «пеЙсателей» награждают премиями, издают многочисленные книги, приглашают выступать на телевидение, раскручивают ботами их сайты, чтобы придать общественный вес и значимость.

Честные художники пытаются говорить правду, но власть их не любит. Искусство в руках государства всегда служило цели оболванивания масс.

Художник тем и нравится, что бросает вызов обществу своим творчеством, своим образом жизни. Ведь привлекает то, на что сам не способен. Писатель должен говорить то, в чём страшно признаться читателю. В конечном итоге, интересует даже не само произведение, а личностный подвиг его создателя, личность самого творца!
Истинное творчество — всегда восстание, истинный художник — всегда революционер.

«Русский философ – это художник», – считает доктор философских наук, профессор В.В.Савчук (мы вместе учились на подготовительном отделении Университета). 21 октября 2020 года он выступил в Русской христианской гуманитарной академии на семинаре «Русская мысль» с докладом «Русский философ как художник».

Жизнь требует искать удобства, неправдою платя за быт. Но не комфорт мне руководство, а Голос, что во мне звучит. Он требует предельно честным быть в каждом слове и в беде, и не искать тёплого места, а быть лишь искренним везде. Плевать на страхи и потери, угрозы жить мне в нищете. Я не хочу удобства цели, важнее мне не лгать себе. Свобода мне важнее денег, любовь превыше, чем расчёт. Мне нужен искренности берег. Всё остальное же — не в счёт!

Я жить хочу, а не . не выживать. Любить, пусть даже и страдать. Но быть или не жить — не выбирать. О хлебе не заботясь о насущном, но о душе — ей праздник создавать! Жить каждым днём, как будто он последний, и без оглядки отдавать, дарить. Ведь завтра. завтра может и не быть. А потому любить, любить, любить! Сквозь суету нужды осознавая то главное, зачем нам жизнь дана, и в каждом шаге Смысл постигая, и то, что свыше наша есть судьба!

Каждая Леди должна знать:  Дети и наркотики

Я не считаю себя поэтом, хотя мною записано 1147 вирш. Недавно я пришёл на «Чемпионат поэзии», который проводился в библиотеке Маяковского в Санкт-Петербурге – в бывшем доме голландского посланника во времена Пушкина. На мой вопрос «зачем нужны поэты» я получил весьма интересные ответы.

Чтобы творить, поэту многого не нужно:
Немного тишины, и чтобы жили дружно.
И чтоб вокруг никто его не беспокоил,
И, может быть, обед ему чтоб приготовил.
Художник мир творит, он — демиург, он — бог,
Он слышит зов Небес, он ловит Музы слог.
И требует Господь, чтоб был поэт один,
И дома, и в семье, хоть он не нелюдим.
И потому бежит поэт от лишних слов,
От пошлой суеты, семейных склок, забот,
От мыслей о еде, о сексе, шума — прочь!
Он должен быть один, его подруга — ночь.
Он тонкий инструмент божественных начал,
И требует Глагол, чтобы поэт молчал.
Художник — Музы раб, ревнует Дух его,
Кто служит — даёт всё, а прочим — ничего.
Не сотворит поэт того, что Бог ему не даст,
И должен помнить он про свой последний час.
Не выдумать того, что нет в Мире Идей,
И чтобы сотворить, любить нужно людей,
И верить в то, что Бог поэту говорит,
Ведь истинный поэт не от себя творит.
Как мало нужно чтоб творить художник мог:
Покоя для души, свободы от забот.
Но творчество всегда есть подвиг для души —
Преодолеть себя и воплотить мечты.
Художник видит то, что многим не дано,
В грядущее он зрит сквозь мутное стекло,
Пытаясь Божий Смысл в твореньи разгадать,
И миру возвестить о том, что должно стать.
Художник есть пророк, поэт — пророк вдвойне,
Он возвещает то, что хочется Судьбе.
Он жертвует собой, чтоб им Господь вершил,
Поэт живёт затем, чтоб Бог им мир творил.
Не смеет он просить, ведь он имеет дар,
Творит душою он, и тела нужд не раб.
Он просит тишины, чтоб слышать Бога глас,
И он творит мечты, что так нужны для нас.
Не нужен и комфорт — талант погубит он! —
Нужна лишь тишина, и только хлеб, да сон.
Удобства ведь не цель, а чтоб он мог творить,
Здесь деньги не важны, ведь Музы не купить,
Не вымолить стихов, не выпросить любви,
Ведь вдохновенье — Дар, упорный труд души.
Не ценится поэт, пока средь нас живёт,
Но станет знаменит, как только он умрёт.
Укором служит он для тех, кто спит душой.
Он странник на Земле, он странный, он чужой.
Поэт — слуга Небес, орудие Творца,
Бог в лицах всех творцов, и Он же без лица.
Невзгоды — хлеб души, и стимул нам расти,
И чтоб поэтом стать, ты их благодари.
Поэт — всегда борец, художник и герой.
И Бог им говорит. Он только Богу свой!
(из моего романа-быль «Странник» (мистерия) на сайте Новая Русская Литература

В детстве я учился в музыкальной школе при консерватории, и до сих пор почитаю музыку сильнейшим из искусств. Мой хороший знакомый Даниил окончил консерваторию по классу фортепиано и участвует в различных концертах. Наряду с этим он профессионально занимается фотографией и снимает по приглашению не только в стране, но и за рубежом. Недавно Даниил пригласил меня на концерт певца Карлоса Д′ОНОФРИО (Аргентина). Концерт мне понравился, и я поинтересовался у зрителей, как нужно помогать художникам в наше непростое время.

Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.

Всё что я хочу сказать людям, заключено в трёх основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.

Тема: Плохие художники

Опции темы

Тут в соседней ветке, где рубятся на тему, какие элементы культуры и искусства неприлично одобрять человеку, претендующему на звание интеллигента (никто, правда, не претендует, но это не важно ), случайно затронули имена двух художников, которых очень не одобряют интеллигенты и стрмящиеся пополнить эту когорту.
Характеризуют их там, например так:
«насчет глазуновашилова — это плохие художники. просто не художники, если на то пошло.
может, способные рисовальщики. и только
Плохие художники»
В связи с этим вопрос:
Что такое по вашему плохой художник? Каков критерий?
Как определить искренность, которую в той же ветке требовали от художника? Почему Шилов плохой художник? Потому, что льстит заказчикам в своих портретах, не обличает, не проникает во внутренний мир? Или это всё происки менее удачливых коллег и солидарных с ними снобов?

видимо, образ культутрегера надоел товарищу.. внезапно возникший имидж простого паренька, задающего простые, но острые вопросы «за культуру» — принес успех. надо это дело проэкслпуатировать. «кокетка, ветренный ребенок».

я помню, барбароса, еще твое блистание в КиК на Анекдотах. все тот же процес. то так бочком, то эдак.

мой первый пост сожрал кофейный глюк (длинное матерное высказывание удалено внутренней цензурой — хорош был пост, однако!)
попытка №2, более короткая и без искусствоведческих изысков:

Почему Шилов плохой художник?
если б я другой живописи в жизни не видела, возможно я б шиловскими творениями и восхитилась.

Что такое по вашему плохой художник? Каков критерий?
в случае с Шиловым — тут не вторичность и не третичность — с миру по нитке — Шилову картинка:
что там удачного было у Эль Греко — берём, Кипренский — туда же пристроим.
Товарищ Шилов эксплуатирует всё, что может найти у других, вот тока своего ничё не добавляет (связи в верхах власти не считаются), нет, впрочем добавляет — пошлость и слащавость без меры, тьфу!
Я как раз недавно в Третьяковке была — очень прикольно после этого на шиловщину смотреть — хочется всех поимённо портретистов перечислить — у всех понадёргал, а толку?

Впрочем, не исключаю, лет через двести-триста будут творения Шилова висеть в той же Третьяковке, как пример парадного портрета времён «Лужсковского периода в придворной культуре Москвы» (иль что-то в этом роде).

по-моему Шилов и подобные ему — ремесленники, ничего нового не создающие, а просто использующие один и тот же прием (я не специалист и не знаю как этот прием называется, но почему-то многие его картины похожи как дети одной матери)
может это и не плохо, только скучно как-то

я помню, барбароса, еще твое блистание в КиК на Анекдотах. все тот же процес. то так бочком, то эдак.

В жизни не был на Анекдотах, даже не знаю , что имеется в виду, если сайт Вернера, то только читаю там иногда, никогда не писал

внезапно возникший имидж простого паренька, задающего простые, но острые вопросы «за культуру» — принес успех. надо это дело проэкслпуатировать.

Даже и не знаю, что сказать, меня по-разному называли, но пареньком, да ещё простым. Уже и забыл, когда такое было, но всё равно приятно
Кстати, мы разве на «ты»?

если сайт Вернера, то только читаю там иногда, никогда не писал

а слушай, извини.. по фотке судя — не ты, и вправду. там просто соловьем разливался тоже — barbarossa. и тоже — за культутру, с тонким остроумием..

Даже и не знаю, что сказать, меня по-разному называли, но пареньком, да ещё простым. Уже и забыл, когда такое было, но всё равно приятно

образ, образ паренька. а не ты.

Кстати, мы разве на «ты»?

ты со мной может еще нет, а я с тобой — таки да )

Орка
Товарищ Шилов эксплуатирует всё, что может найти у других, вот тока своего ничё не добавляет (связи в верхах власти не считаются), нет, впрочем добавляет — пошлость и слащавость без меры, тьфу!

Я всё-таки не понал, какие конкретны претензии к Шилову? В чём проблема? У него плохой колорит, плохая техника, он плохо рисует, у него проблемы с анатомией? Он работает в весьма специфической области — парадный портрет, это, естественно накладывает весьма определённые ограничения на художника, и только гении способны преодолеть эти ограничения их можно по пальцам перещитать- Гольбейн , Веласкес, если говорить о вершинах, а в России — возможно Нестеров и Корин. Не каждый может позволить себе то, что позволял себе Серов, например, в портрете княгини Орловой.
А вот, ориентируясь на Ваши критерии , можно ли назвать хорошим художником, например, невыносимо сентиментального Грёза или помпезного Энгра, или барбизонцев, или Айвазовского?

Вообще-то вопрос хороший.
И действительно в тему «тропами Барбароссы», к сожалению обуженной и ушитой до неузнаваемости, превращенной в рассуждения : а может ли интеллигентный человек ковырять в носу.
Кстати, там я barbarossе задавала вопрос, но не заметили или проигнорировали. Вы в той теме перечисляете (да и не только Вы) мол нравится Верка Сердючка или песенка Лолиты про заразу, изменившую 2 раза, ну и т.п. И вот эти перечисления звучат , как извинение, типа, понятно, что такой кич не может нравится интелигентному человеку, а мне вот нравится.
Так вот, подойдя с другого бока, если вспомнить тех моих знакомых, которые в восторге от Шилова или (немного другой круг) от Глазунова. — мне бы не хотелось причислять себя к этой компании.

Глазунов мне кажется учебным пособием: «Что такое кич».

А Шилов. да прилизанно , приглажено, округлено и . ремесленник он хороший, — освоил технику многих мастеров прошлого (см. Orka ) , но вот эта слащавость, а с другой стороны, посмотреть на эти ангельские глазки и кукольные головки Греза. а ведь в Эрмитаже висят.

не знаю. Очень не люблю выносить обвинительных приговоров. Если мне что-то не нравится — ну, мало ли чего я не поняла или.

короче, бормочу тут что-то бессвязное.
На самом деле мне самой просто захотелось вдруг разобраться.
Не кивая на авторитетов, не шарахаясь толпы «простых людей», понять — почему не нравится.
Впрочем есть кое-что общепризнанное, что мне не нравится, или я знакома мало.

а вот еще был такой художник: Васильев (имя не помню, что-то он в советское время был не признан, потом рано погиб, потом его кое-кто начал признавать, но критика дружно кичем обозвала). Эксплуатировал идеи, близкие Глазунову — «русскость» и Шилову: «красивость», Большие глаза, яркие краски, картины — как иллюстрации к эпосу.

7 Грехов начинающих художников: что мешает вам быть хорошим художником

Russian (Pусский) translation by Sergey Zhuk (you can also view the original English article)

Все сложно, когда вы новичок, но проблема с рисунком в том, что каждый думает, что знает, как это сделать. Рисунки получаются хорошо, или нет, но вы не можете винить в этом художника — это важный вопрос, верно?

Абсолютно нет! Если вы не видели никакого прогресса, несмотря на большое количество практики, это не значит, что у вас нет таланта, необходимого для того, чтобы быть хорошим художником. Это может означать, что вы просто практикуете неправильно! Если вы мне не верите, позвольте мне показать вам общие ошибки, допущенные начинающими художниками. Просто избегайте их, чтобы начать ваше совершенство!

1. Я хочу все это нарисовать

Вы рисуете, потому что у вас есть желание рисовать, это так просто. Даже если ваши навыки ограничивают вас, вы не хотите ограничивать себя — у вас так много идей для рисования! Однажды вы нарисуете дракона, сражающегося с роботом. На следующий день вы работаете над пейзажем. Позже вы решаете практиковать перспективу, чтобы нарисовать целый город. Ты постоянно вдохновляешься, и это прекрасно. Если бы только ваша рука слушалась .

Что плохого в этом?

Рисование — это не один навык. Даже при том, что каждый рисунок сделан из линий, используя подобные движения рук, это то, что происходит в мозгу. И процессы в мозге для разных типов рисования различаются.

Подумайте об этом: в чем разница между рисованием и письмом в техническом смысле? Разве последнее не о рисовании букв? Забудьте об инструменте на мгновение; Вы можете рисовать шариковой ручкой и писать карандашом. Итак, если вы можете писать, вы можете уже рисовать! Более того, у вас даже есть свой собственный стиль!


Разница заключается в намерении, а не в результате. И разные части мозга используются для разных намерений — разных целей. Письменное слово может быть построено из того же количества строк, что и нарисованная лошадь, но для вашего мозга они происходят из двух совершенно разных процессов.

Например, рисование животного обычно связано с «чувством» размера тела. Ваша задача — только обернуть это чувство в линии. С другой стороны, рисование города требует математического мышления — сделайте одну линию слишком короткой или под неправильным углом, и все будет разрушено. Нарисовать пейзаж может быть вообще даже не о самих линиях — вам лучше сосредоточиться на свете и тени, а заново создать его на бумаге с помощью ряда отрывочных линий.

Пытаясь привлечь каждую мысль, которая приходит вам в голову, вы бессознательно усложняете все для себя. Вы можете нарисовать красивую кошку, но это не значит, что вы также должны иметь возможность рисовать фон для нее без каких-либо проблем. И построение человека может быть очень различным для вашего ума, чем создание космического корабля!

Как это исправить?

Рисуя много разных тем, вы улучшаете свой «общий навык рисования» (B). Он огромен, потому что он включает в себя все темы, которые вы можете рисовать, поэтому он растет очень медленно. Вместо того, чтобы пытаться довести его до 100%, сосредоточьтесь на максимизации меньших навыков (A). Например, гораздо проще приблизиться к 100% при рисовании кошек!

Вам нужно решить, что вы хотите сделать. Вместо того, чтобы пытаться смешивать латинские и китайские знаки и задаваться вопросом, почему они ничего не означают, сосредоточьтесь на одном. Не перепрыгивайте с одной темы на другую только потому, что вам так хочется.

Постарайтесь улучшить одну тему за раз, и, самое главное, не смотрите на все свои рисунки как на индикаторы вашего «общего навыка рисования». Если бы вы были хороши в рисовании автомобилей, никто бы не назвал вас плохим художником только потому, что вы не могли рисовать льва!

2. Я знаю, как рисовать, просто дайте мне попробовать

Вы видели много собак в своей жизни, поэтому, конечно, вы знаете, как они выглядят! Только ваша рука не понимает, что вы говорите. Вы пытаетесь нарисовать лапы, и они оказываются очень странными, а не такими, какими они должны быть. И вы знаете, как оно должно получиться, так почему бы и нет?

Вы попробуйте еще раз, и еще раз. Вы получаете разные версии лап каждый раз, но ни один из этих вариантов не соответствует вашему видению. Ах, как хорошо было бы иметь талант! У вас, очевидно, его нет, поэтому ваш единственный шанс — стараться усерднее.

Что плохого в этом?

Вы не знаете, какими должны быть лапы. Если бы вы это знали, вы бы нарисовали их именно так. Не верите? Давайте, подробно опишите их. Нет, не рисуйте их. Я знаю, что очень хочется, но держись. Представьте, что вы уже нарисовали их. Что ты видишь? Опишите это!

В большинстве случаев вы обнаружите, что можете очень мало рассказать о объекте, который хотите нарисовать. У вас есть такое чувство, что вы можете нарисовать его со всеми подробностями, но, что удивительно, вы даже не можете сказать, где эти детали. Да, голова носорога большая, и у нее есть рог . или два рога? Там немного глаз . где-то в лицо, а рот . где?

Чем больше вопросов вы задаете себе об объекте, тем лучше вы понимаете, почему вы терпите неудачу. Вы действительно не знаете, что вы пытаетесь сделать. Вы просто узнаете, если это то, что вы хотели, когда оно уже нарисовано. Вот почему вы пытаетесь снова и снова. Каждый раз, когда вы даете себе что-то новое, чтобы распознать, но это не значит, что вы ближе к своему видению. Вы играете в угадайку!

Вы действительно не знаете, где должны быть глаза, — вы можете только сказать, выглядит ли рисунок «достаточно хорошим», когда он уже нарисован

Как это исправить?

Конечно, есть шанс, что в конце концов вы угадаете правильную комбинацию линий, но для чего? Просто, чтобы доказать самому себе, вы можете извлечь ее из воображения без какой-либо помощи? Если это ваша цель, хорошо, преследуйте ее, но не обвиняйте недостаток таланта в ваших неудачах. Вы решили играть в эту игру на самом высоком уровне сложности, поэтому не плачьте, что ее трудно победить.

Чтобы нарисовать что-то из воображения, сначала нужно создать для него рецепт ума. Этого воспоминания о собаке недостаточно — вам нужна другая форма памяти, чтобы преобразовать ее в линии. Это как фотография блюда и рецепт — почти невозможно воссоздать рецепт с фотографии, когда вы только начинаете готовить.

Фотография ума — это что-то вроде этого: «четыре ноги прикреплены к телу, длинная шея, длинная голова, длинный волосатый хвост, копыта». Это вся информация, которая вам нужна, чтобы распознать рисунок лошади, но этого недостаточно, чтобы рисовать ее реалистично. Это описание детской каракули!

Умный рецепт гораздо более детализирован. Он содержит пропорции между ногами и туловищем, определяет, где именно изгибается нога, и определяет тип соединения в этой точке изгиба. Это не просто говорит вам, что тело лошади покрыто волосами — оно определяет направление волос. Чтобы информация в вашем сознании выглядела примерно так:

Есть три способа получить такой рецепт:

  • Нарисуйте один и тот же объект много раз, используя различные ссылки — ваш ум будет искать ярлыки, чтобы вы могли рисовать их быстрее каждый раз.
  • Проанализируйте различные ссылки на объект, создайте фактический рецепт (справочный лист) и практикуйте его до тех пор, пока вы его не запомните.
  • Найдите человека, который уже создал аккуратный справочный лист и практикуйте его до тех пор, пока вы его не запомните (будьте осторожны здесь — вы можете повторить ошибки автора!).

Прежде чем начать рисовать, убедитесь, что вы знаете рецепт. Если вы этого не сделаете, и вы не хотите его изучать, просто используйте ссылку. Это не обман! Конечно, приятно извлечь что-то из памяти, но сначала вам нужно положить это туда!

Каждая Леди должна знать:  Как избавиться от волос на руках навсегда

Вы можете узнать больше об этой теме из моих статей:

3. Слишком поздно сдаваться сейчас

Рисовать нелегко, вы это знаете. Вы рисуете этого дракона, и каждые несколько минут вы натыкаетесь на какую-то проблему. Эти проблемы накапливаются, но вы продолжаете идти — когда вы добавляете цвета, никто не заметит, что что-то не так. И вы не можете остановиться сейчас, после всех этих часов!

Что плохого в этом?

В основном, вы пытаетесь украсить что-то сломанное. Даже если это выглядело многообещающим с самого начала, очевидно, что вы делаете сейчас что-то не так. Не притворяйтесь, что это можно исправить, добавив цвета — это маловероятно. Если эта нога изгибается неправильно, и вы не можете ее стереть, почему вы продолжаете пытаться закончить картину? Даже если вы покрыли ее золотом, это не исправило бы анатомический кошмар!

Эта поза была обречена с самого начала, но я отказался в это поверить. Мое искусство, 2010

Как это исправить?

Если вы видите, что ваша картина развивается как-то не так, то лучше остановитесь. Независимо от того, сколько времени вы уже вложили в создание этой части, еще есть время, которое вы можете сохранить, если остановитесь сейчас. Часто требуется меньше усилий для создания чего-то нового, чем для исправления того что уже есть.

Если вы боитесь, что не сможете снова нарисовать что-нибудь настолько крутое, это выявит большую проблему, чем неправильно согнутая нога. Вы не уверены в своих навыках, что означает, что вы должны практиковать, прежде чем вкладывать часы в одну картину. Понятно, что вы хотите показать другим, насколько вы хороши, но правда в том, что пока это не так. Не скрывайте эту истину, притворяясь, что не совершили ошибку. В следующий раз научитесь избегать этого.

4. Каждый рисунок является священным

Вы не только заканчиваете каждый рисунок, который начинаете. Вы также всегда помните, что надо опубликовать его в социальных сетях, чтобы ваши друзья и поклонники могли видеть. Независимо от того, что это такое: отполированный шедевр, эскиз или исследование, вы делитесь всем. Вот как вы катитесь.

Что плохого в этом?

На первый взгляд кажется довольно безобидным. Проблема лежит глубже. Когда вы осознаете, что рисунок, над которым вы работаете, будет виден кем-то, вы автоматически попытаетесь настроить его для своих нужд. Этот рисунок должен быть идеальным! И потому, что вы публикуете каждый рисунок, вам даже не позволяют совершить ошибку — никогда.

Ошибки — это естественный побочный эффект от чего-то нового. Если вы хотите избежать их, лучший способ — полностью избежать новых вещей. Вот что может случиться с вами, если вы поделитесь каждой своей картиной: даже когда заполняете страницу в своем альбоме с изучением руки, вы будете выбирать только те легкие позы, которые вам нравятся. Чувствуется страшно, что ваши поклонники могут увидеть ваш плохой рисунок!

Наблюдение публики за каждым вашим шагом делает вас менее склонными к риску. Если есть шанс, что вы можете проиграть, лучше не играть вообще и притворяться, что вы можете выиграть, если хотите. Вы упускаете возможность чему-то научиться, проиграв, просто потому, что вы не хотите, чтобы другие увидели, что вы проиграли!

Как это исправить?

Есть два пути. Сначала рисуйте для себя. Поделитесь только теми рисунками, которые вам нравятся больше всего, и оставьте эскизы для себя. Изучая тему, не думайте, как здорово было бы показать другим полную страницу эскизов («Посмотрите, насколько я был продуктивен сегодня!»). Подсознательно это заставляет вас больше стараться и меньше стремиться к эксперименту. И учеба — это не для вас, чтобы похвалиться — они должны учиться!

Если вы действительно хотите похвастаться своей продуктивностью, лучше объединить свои исследования в большие партии, чтобы неудавшиеся эксперименты не были действительно заметны

Другой способ . расслабиться. Научитесь чувствовать себя комфортно с мыслью, что другие могут видеть ваши ошибки. Обнимите свое несовершенство и позвольте себе быть плохим. Лучше показать другим все ваши картины, хорошие и плохие, чем рисовать только то, что вы уверены, будет хорошо выглядеть.

Когда вы новичок, каждый рисунок кажется священным. Вы начинаете что-то, затем вы должны закончить его и показать другим. Это не так! Иди, попробуй — зарисуй что-нибудь, а потом разорви его, вот так вот. Это не последний рисунок в вашей жизни, и это не лучшая картина, которую вы когда-либо рисуете. Чем больше вы привязываетесь к рисунку, тем труднее вам учиться и меняться.

Ошибки неизбежны. Не притворяйся, что ты никогда не рисуешь ничего плохого. Позвольте себе быть плохим, а затем найти ошибки и посмотреть, что вы можете сделать, чтобы избежать их в следующий раз. Рисуйте, чтобы быть лучше, чтобы вас не хвалили.

5. Я рисую только то, что вы хотите увидеть

Возможно, ты не лучший художник, но есть некоторые вещи, с которыми ты хорошо справляешься. Например, люди любят ваших пони. Каждый раз, когда вы публикуете пони, у вас появляется много положительных комментариев; это очень здорово. Вы тоже рисовали другие вещи, но никто на них не реагировал, поэтому вы остановились.

Что плохого в этом?

Поскольку вы чувствуете себя хорошо, когда кто-то хвалит ваши произведения, естественно, вы хотите создать то, что они хотят видеть. Проблема возникает, когда эта потребность становится патологической — вы не можете создать ничего нового, опасаясь, что она не получит положительного ответа.

Кроме того, вы становитесь рабом для своей публики. Ваши потребности не имеют значения — ваша задача — угодить им. В свою очередь, вы получаете похвалу, но не было бы лучше получить похвалу за то, что вы выбрали, чтобы нарисовать себя?

Фан-арт — это круто, но убедитесь, что это не единственное, что вам разрешено рисовать (рисунок из Paint Foxy из пяти ночей в серии Freddy’s в Adobe Photoshop)

Как это исправить?

Следуй за своим сердцем! Если вам нравится рисовать пони, хорошо, но не делайте этого только потому, что вы думаете, что это единственное, что они хотят увидеть. Если вы хотите иметь поклонников своего творчества, а не стиля/темы, которые вы используете, вы должны делать свое дело. Фан-арт может быть отличным способом привлечь внимание, но это не должен быть единственный способ сохранить свою публику.

И иногда лучше иметь немного реальных фанатов, чем обслуживать десятки людей, которые на самом деле не заботятся о вас.

Вот что можно прочитать, если вы хотите узнать больше:

6. Эти не были мои линиями, но они теперь стали моими


У вас много идей, но вы не можете начать рисовать. Вы обойдете эту проблему, используя искусство линии и основы, предлагаемые другими художниками, и иногда вы используете фотографию для создания своего собственного искусства линии, прослеживая ее линии.

Что плохого в этом?

Все в порядке, если вы рисуете только для удовольствия, но если вы хотите быть хорошим художником, это никуда вас не приведет. Организация вашего дома — это не то же самое, что строить его, и вы не можете называть себя строителем только потому, что вы поставили диван в гостиную. Точно так же вы не настоящий художник, если только можете закончить чужую работу.

И дело тут не только в определениях. Начало рисунка — самая трудная задача — вы никогда не узнаете, как это сделать, если вы просто избегаете этой части. Люди, создавшие линейку для вас, должны были сначала ее изучить. Вы тоже можете это сделать, если откажетесь от простых решений.

Худшая версия этого «греха» — это когда вы трассируете и используете базы, но вы притворяетесь, что не делаете этого. Это как сесть на автобус до финиша гонки. Даже когда каждый хвалит вас, правда не меняется — вы не можете рисовать, как бы хороши ваши картины ни казались.

Речь идет не о результате, а о процессе, который ведет к нему

Как это исправить?

Решение очень простое: улучшить, делать то, что трудно. Если это сложно, это означает, что вы пока не можете этого сделать, поэтому, если вам удастся сделать это легко, это будет означать, что вы стали лучше. Избегание тяжелых вещей делает противоположное — очень неудобно возвращаться к ним, как только вы узнаете, как обойти эту трудность.

Вы можете фантазировать о том, как легко все делать когда у вас есть талант, но это лишь оправдывает ваш обман таким образом, все дело в вашей лени. Люди проводят часы каждый день, пытаясь научиться рисовать, а вы просто говорите: «У меня нет таланта, поэтому я должен . помочь себе создать что-нибудь».

Если вы хотите быть хорошим художником, измените свое мышление и приступайте к работе. Если вы хотите, чтобы вас хвалили, даже по ложным причинам, тогда . почему вы вообще это читаете?

7. Это мой стиль!

Вы знаете, что ваши рисунки не идеальны, но они приличные. Вы любите это, когда люди ценят время, которое вы потратили, чтобы показать им свое искусство, но вы кидаетесь с негодованием, когда кто-то делает наоборот. Как они посмели рассказать вам, что случилось с вашей картиной? Это ваш рисунок, вы знаете, на что он должен быть похож!

Что плохого в этом?

Во-первых, два определения:

  • Факт-истина для всех, основанная на объективных атрибутах («вода мокрая»)
  • Мнение-правда для некоторых людей, основанное на субъективных атрибутах («розы прекрасны»)

Люди, комментирующие вашу работу, просто высказывают свое мнение. «Это так красиво!» Это не факт, потому что не все согласятся. Это заявление не «определяет» ваше произведение как красивое и не меняет его состояния каким-либо образом. Все что это означает, что человеку нравится ваша фотография.

Аналогично, когда кто-то говорит «Вы не можете рисовать», это их мнение. Это не значит, что вы не можете рисовать (согласно некоторому объективному стандарту), а только то, что этот человек не высоко оценил ваши навыки. Их мнение не изменяет правды!

Проблема заключается в том, что люди склонны упрощать все, чтобы думать и реагировать быстрее. Факт — это то, на что все соглашаются, но «каждого» можно упростить до «всех, кого я cпрошу». Затем, если вы спросите десять человек, каждый из них имеет право создать «факт», изложив свое мнение!

Когда вы принимаете это таким образом, любое мнение, которое вы слышите, очень рискованно. Иногда лучше полностью отключить их («Без комментариев, пожалуйста, я просто учусь»). Но тогда вы не получите никаких положительных комментариев, так что вы никогда не узнаете, хороша ли ваша картина! У вас есть два способа ее решения:

  • Нарисуйте что-то идеальное, чтобы получить только положительные отзывы.
  • Нарисуйте что-то несовершенное, а затем назовите каждое отрицательное мнение ложным.

Первый способ невозможен — вы никогда не будете нравиться всем (но вы можете симулировать эту ситуацию, показывая ваши работы только благоприятным зрителям). Другой просто бесчестный — это как если бы вы сказали: «Только те, кто со мной согласен, правы».

Как это исправить?

Пусть мнения будут такими, какие они есть на самом деле — заявлениями о личных чувствах. Если вам не нравятся помидоры, вам не нужно никому это объяснять; Они просто для вас не приятны на вкус. Это ни хорошо и ни плохо, если кто-то, кто любит их выращенные в домашних условиях помидоры, не попросит вас оценить их вкус. Ваша неприязнь не делает их плохими, но фермер может чувствовать разочарование.

Каждый человек имеет право не любить свое искусство, так же как вы не должны восхищаться Мона Лизой. Кто-то говорит, что у вас плохая картина? Отлично! Они так же правы, как и тот, кто говорит, что она хороша. Реагируйте на обоих одинаково. Однако существуют объективные стандарты, которые вы можете использовать, чтобы констатировать факт.

Мы отделяем вещи от других вещей, создавая определения для них. Если что-то не соответствует его определению, это либо ненормальная версия этой вещи, либо просто не та вещь. Если вы встретите птицу, которая не откладывает яйца, это означает, что это не птица. Если вы видите лошадь с крыльями, это не лошадь. Но лошадь с коленями, согнутыми в другую сторону, все еще лошадь, просто ненормальная.

Слева направо: кот, ненормальный кот и не-кот. Вы не можете винить кого-то за то, что заметили, что в вашем стиле кошки выглядят ненормально!

Это означает, что если кто-то скажет: «У волков более длинные ноги», они констатируют факт, а не мнение. Крик: «Это мой стиль!» Не меняет того факта, что «ваши» волки имеют более короткие ноги, чем настоящие. Они просто делают. Людям может это не нравиться (мнение), но человек, замечающий правду, просто прав.

Факты не могут быть хорошими или плохими — только ваше мнение о них делает их такими. Ваш гнев на них просто означает, что вы хотели бы, чтобы они были разными. Например, если кто-то говорит, что ваш медведь не похож на настоящего медведя (потому что он оцифрован, как собака), и вы злитесь, вы действительно сердитесь на свою неспособность изобразить реалистичного медведя. И, опять же, вы думаете, что это человек, который утверждает факт, кто его создает, поэтому вы направляете свой гнев на него.

Если вы хотите быть лучшим художником, вам нужно быть более открытым для критики. Это всего лишь слова о вашем творчестве, не более того. Их можно игнорировать или использовать для своего развития. Спросите этого комментатора, почему они думают, что это не похоже на настоящего медведя? Что вы должны сделать, чтобы сделать его более реалистичным?

Ваши комментаторы часто видят больше, чем вы. Слушайте факты, учитесь у них и применяйте их учение к своим картинкам. Со временем вы получите меньше таких комментариев, потому что будет немного лучше! Не притворяйся, что ты уже хорош, иначе никогда не будешь.

Прочтите эти статьи, если хотите узнать больше:

Заключение

Рисование обманчиво просто, и наши заблуждения об этом могут легко стать препятствием для нашего развития. Надеюсь, эти семь грехов никогда не будут мешать вам!

Если вас интересует тема развития как художника, вы также должны пользоваться этими статьями:

Плохой художник не должен страдать? Трагедия плохого художника в том, что он страдает напрасно. Ласло Фелехи

П. Пикассо.
Плохие художники копируют. Хорошие художники крадут.
Некоторые художники изображают солнце жёлтым пятном, другие же превращают жёлтое пятно в солнце.

А. Чёрный. Рождение футуризма.
Художник в парусиновых штанах,
Однажды сев случайно за палитру,
Вскочил и заметался впопыхах:
— Где скипидар? ! Давай — скорее вытру!
Но, рассмотревши радужный каскад,
Он в трансе творческой интуитивной дрожи
Из парусины вырезал квадрат
И. учредил салон «Ослиной кожи».

Ильф и Петров. 12 стульев.
«Киса! Я давно хотел вас спросить как художник художника:
-Вы рисовать умеете? «

Г. Шпаликов
Бывают крылья у художников,
Портных и железнодорожников,
Но лишь художники открыли,
Как прорастают эти крылья.
А прорастают они так,
Из ничего, из ниоткуда.
Нет объяснения у чуда,
И я на это не мастак.

В. Ван Гог
Когда что-то в тебе говорит: «Ты не художник», тотчас же начинай писать, мой мальчик, — только таким путём ты принудишь к молчанию этот внутренний голос. Тот же, кто услышав его, бежит к друзьям и жалуется на своё несчастье, теряет часть своего мужества, часть того лучшего, что в нём есть.

Г. Гейне
Художник — это то дитя, о котором сказка рассказывает, что у него всякая слеза превращается в алмаз. Злая мачеха жизнь немилосердно бьёт это дитя для того, чтобы оно выплакало как можно больше алмазов.

В. Пелевин. Чапаев и Пустота.
Трагедия происходит не с художником и не с машинистом поезда, а в уме художника или машиниста поезда.

О. Уайльд. Портрет Дориана Грея.
Художник должен создавать прекрасные произведения искусства, не внося в них ничего из своей личной жизни.

И ещё один «художник»

нЕ\ нА стоЯщее пирожное пахло\ сначала сказочно\ потом неповторимо\ я\ пальцы липкие тщательно о джинсы\ обтирал и все не мог понять\ в чем дело почему\ хотелось мне\ с такой настойчивой такой\ неизъяснимой\ силой\ пальцами вот этими моими НЕ-\ настоящими / потому что липкими /\ потрогать\ нарисованные капли Александр Очеретянский

Да в нем любой мазок — червонец. \ Мне поручился продавец, \ Что делавший его творец\ Был знаменитый каталонец. Лопе Де Вега. Перевод М. Лозинского ВАЛЕНСИАНСКАЯ ВДОВА

Брался за кисть, и в умиленье\ Он кистью то изображал, \ Что от небесного виденья\ В воспоминаньи сохранял, — Аполлон Майков 1859 СТРАНЫ И НАРОДЫ\МАДОННА

Но нет, художник вдохновенный, \ Ты всуе славой не гордись\ И над толпой непосвященной\ Насмешкой дерзкой и надменной\ На краткий миг не возносись. Эдуард Губер 1837 ХУДОЖНИКУ

Если б художнику вдруг к голове человека приставить\ Вздумалось шею коня, разукрасивши в пестрые перья, \ Члены отвсюду собрав, чтоб уродливо черною рыбой\ Кончилась женщина, сверху прекрасная, и довелось бы\ Видеть вам это, друзья, вы могли б удержаться от смеха? Гораций.

Левицкий! начертав российско божество, \ Которым седьм морей покоятся в отраде, \ Твоею кистью ты явил в Петровом граде\ Бессмертных красоту и смертных торжество. Ипполит Богданович

Подошел ко мне какой-то мальчик\ И воскликнул: «Что ты, друг любезный, \ В полотно уставился глазами? \ Иль навеки потерял охоту\ Красками орудовать и кистью? «\ На дитя взглянул я и подумал: \ «Ишь, наставник у меня нашелся! » Иоганн Вольфганг Гете

А после, снова облачась в пальто, \ Прокляв в душе хозяина и ужин, \ Бредет домой, где утром был он нужен, \ И где теперь не ждет его никто. Владимир Ханан

По нравам ты своей Флоренции родимой, \ Художник, начертал рукой неумолимой\ Картину страшную всей нечести земной\ С такою верностью и мощию такой, \ Что дети малые, когда скитальцем бедным\ Ты мимо шел с челом зеленовато-бледным, \ Подавленный своей смертельною тоской, Анри Огюст Барбье. Между 1842 и 1850 Перевод Владимира Бенедиктова ДАНТ

Также и Марс, попавшись, узнал художника сети <8>,\ 40 Там на небе рассказ этот известнее всех. \ Я и сам был вял и для отдыха нежного создан: \ Ложе и тихая жизнь сердце смягчили мое; \ Публий Овидий Назон (43 г. до н. э. — 18 г. н. э.) . Перевод С. Бельского I, 9 [ЛЮБОВЬ — ВОЕННАЯ СЛУЖБА] 8 Миф о том, как бог Гефест опутал сделанными им тонкими сетями