История новогодней елки


СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:

Как новогодняя елка соединила древние ритуалы и христианское Рождество

Украшаем, наряжаем, водим хороводы, а знаем ли мы, откуда взялась рождественская красавица и какова история новогодней елки? Едва на улицах, в общественных местах и домах появляются елочки, лица людей светлеют. Словно каждый тут же вспоминает, что в жизни случаются чудеса.

Душа раскрывается навстречу сказке, красоте, переменам. Среди зимы, когда световой день короток, всем очень нужны эти светлые чувства. И пробуждают их в нас запахи хвои и мандаринов, разноцветные ёлочные украшения и игрушки, подарки и ожидание исполнения желаний.

Все ждут этот праздник с верой, что именно в этом Новом году всё будет хорошо. А сколько радости приносит детям и взрослым появление и украшение новогодней ёлки!

Древние обряды и христианское Рождество

В Новогоднюю Ночь множество незнакомых друг с другом людей собираются вместе вокруг наряженных елочек. Берутся за руки и кружатся в хороводе, распевая песни и зажигая разноцветные огни и свечи. Никому и в голову не приходит, что они совершают обряд, пришедший из очень-очень давних времен.

Можно попытаться проследить его корни, и окажется, что даже украшение ёлки – это некий священный ритуал задабривания духов.

У нас на Руси, украшали:

  • березку, если просили женского счастья, материнства, любви, красоты и здоровья.
  • осинку, если хотели избавится от болезней и напастей.
  • дуб, если требовалась мужская сила и житейская мудрость.

В древности деревья символизировали связь между земным и потусторонним миром у многих народов. Корни идут из Земли-Матушки, а ствол и ветки тянутся к Отцу-Солнцу. Трудно придумать что-то более символичное для выражения таинства жизни.

Например, кельты чтили ель. Для них это священное древо, дерево вечной жизни. Ведь она всегда зелена и не сбрасывает листву.

У древних славян ели были неотделимы от мира мёртвых, который неразрывно связан с миром живых. Они считались деревом, забирающим плохую энергетику и возвращающим ослабленному, болящему человеку силу и здоровье.

Культа почитания елей у славян не было. В отличие от березки, которая считалась древом, дарящим жизнь и радость.

Еловые леса были местом таинственным и мрачным, где в изобилии водятся лесные и болотные духи. Зато ведуны и мудрые старцы часто выходили к людям именно из-под еловых лап. Словно появлялись из таинственного потустороннего мира.

В средневековой Европе, как замена пальмовым ветвям, которыми приветствовали Вход Господень в Иерусалим первые христиане, появились священные ветви ели.

У германцев тогда же возникла легенда, будто Святой Бинифатий срубил дерево бога Одина. И предсказал, что на пеньке вырастет ель, как символ победы над смертью.

Причем не говорится, что это было за дерево и не воткнули ли в пенек еловое семечко. Ну, а чем было еще заменить пальму? В каждой стране свои деревья.

Появление Рождественской Елки в России

Вернемся к истории рождественской елки в России. Современный обычай приносить в дом и украшать елочку пришёл в Россию в 17 веке. Тогда Петр Первый издал указ об украшении домов и улиц наряженными елками по примеру европейских городов.

В богатых домах, в дворянских собраниях, дворцах стали ставить рождественские елки. Благо недостатка в них в наших лесных краях не было. Возле украшенных пряниками, сладостями и игрушками елок водили хороводы, видимо позабыв, что это наследие славянских верований. Церковь этому не препятствовала.

Так, две традиции раличных регилий гармонично соединились воедино на радость людям.

Украшением лесной красавицы служили фрукты, сладости, фигурки зверей и сказочных персонажей. Таким образом, изображалось райское дерево из христианства и обычай задабривать духов из язычества .

Современный вариант фруктов – разноцветные шары. Вместо нынешних игрушек на елке развешивали фигурки божеств, чтобы просить их о милости. Обязательно присутствовали фигурки Мороза или Морозко – сурового славянского бога, повелевающего Зимой. Правда, выглядел он не таким симпатичным и добрым, как сейчас. Это было грозное божество, которое следовало умасливать и бояться.

  1. По поверьям появление духа предка сопровождалось мерцающими огоньками . Именно поэтому, ещё одним символом Нового года стали гирлянды мерцающих огней. Считалось, что Новый Год – время обновления и возрождения и только в это время души умерших могут общаться со своими потомками.
  2. Ни одна ёлочка не обходится без блестящей мишуры , словно текущей с ветвей. Это символ ткущей воды и бренности жизни. Таким образом, на прадеды просили дождя и богатогоурожая.
  3. Звезда на вершине – это вершина оси мира, где живет путеводная Полярная Звезда. Именно по ней находили дорогу древние мореплаватели и путешественники.
  4. Когда ребятня в образе заек, мишек, лисичек, снежинок , кружится вокруг ёлки, мы не задумываемся, что это отголоски древнего ритуального хоровода. Древние славяне одевали шкуры животных и плясали вкруг костра в зимнее равноденствие. У каждого народа свои обряды, и они во многом похожи.

Обычай наряжать елку (или другое дерево), заложено у в подсознании. И досталось нам от наших далеких предков, которые ежегодно проводили священный обряд Сотворение Мира .

Уважительное отношение к деревьям проявлялось в их украшении различными предметами. Их использовали для священных костров, для зажигания очагов. Одни народы наделяли силой к кипарисы, другие — сосны, ясени, третьи — эвкалипты, четвертые — березки.

С древности люди не сомневались, что растущие в лесу деревья проживают ту же жизнь, что и человек: любят, дружат или враждуют. Считалось, что в них скрыта целительная и животворящая мощь.

Непостижим образом, легенда о появлении на свет Бога Солнца (когда начинает уменьшаться ночь и прибывает день) и решение о праздновании Рождества Христова соединились воедино, почти в одни и теже дни зимнего солнцестояния.

В России — чуть позже, так как рождество в Росии перенесено на 7 января вместо 25 декабря, как в Европе.

Про Йольскую Елку

Йоль — праздник древних германцев, когда зарождается Солнечный Король, дарующий тепло Земле и людям.

Раньше других подобное перевоплощение случилось в средневековой Германии, где древний праздник солнцестояния назывался Йоль, а рождественская елка до сих пор называется йольской.

В эту ночь происходило рождение Короля Дуба (Солнечного Короля), а на замерзшую землю приходило желанное тепло. Они радовались, жгли костры, просили о благодествии и богатом урожае.

Дети ходили по домам,вручали соседям и друзьям дары. Корзинки из еловых веточек и пшеничных колосьев, наполненных яблоками в муке.

  • Пшеничные колосья ассоциировалась с будущим урожаем.
  • Яблоки — с Солнцем.
  • Мука — с достатком.
  • Вечнозеленые ветки — с бессмертием.


Все это сопровождалось песнями, танцами, сожжением йольского полена, а также одеванием праздничного наряда на йольское дерево.

Йольским древом, служила конечно же, сохраняющая зеленый цвет в течение всего года елочка, ель, елка. Во время обряда она украшалась прямо в лесу. Потом ее срубали и приносили в дом. Ставили на стол, увешивая сластями, яблоками и свечами.

Когда же население Германии приняло христианство, то в рождественских празднованиях нашлось место для лесной красавицы, йольского дерева.

Где появилась первая Рождественская елка

До сих пор ученые не располагают точными сведениями о том, где произошла первая официальная установка рождественского дерева. Документально подтверждённым фактом является церемония, проводившаяся в Риге в 1510 году, но подробностей об этом событии нет.

Есть и другие претенденты, желающие получить статус первого города Рождественской Елки. В 2010 году за этот статус активно боролись несколько городов, включая и Вильнюс. Официальное признание обеспечило бы приток в казну денег от туризма, поэтому война разгорелась нешуточная.

И хотя споры о ёлочном приоритете по-прежнему продолжаются, в 20 веке на Ратушной площади Риги была установлена памятная плита, с надписью, что именно в этом месте стояла первая Рождественская Елка.

В 2011 году эстонцы приводили доказательства, что это Таллинн был местом, где впервые установили такую ёлку. Правда, случилось это, якобы, в 1154 году, когда еще и упоминания о самом городе не было.

Все это стало основанием для развязывания «ёлочной войны», не получившей дальнейшего развития в прибалтийский странах. В Ригу по-прежнему прибывают туристы, считая ее городом Первой Рождественской Ёлки. Ну, а Таллину приходится только завидовать, как соседи собирают туристические денежки в городскую кубышку.

Российская новогодняя елка — особенности

В нашей стране Елку ставят накануне Нового Года, а не на Рождество. И она стоит в домах до самого Старого Нового года. Такие уж у нас особенные традиции. Мы удивляем европейцев, что у нас есть не только Новый Год, но и Старый Новый Год. Все эта череда праздников, возникла сама собой, в связи с изменениями календарей в 20 веке.

Даты перенесли, мы стали жить в едином временном интервале с Европой. И праздников у нас стало больше. Длинные Новогодние выходные сложились:

  • из 1 января (Наступления Нового года),
  • 7 Января (православное Рождество),
  • 14 января ( Новый Год по старому стилю) и
  • прихватили еще и Крещенье (19 января).

У нас в России нет привязки к Рождеству. Исторически сложилось, что елку мы наряжаем и украшаем, чтобы встретить Новый Год и проводить Старый. Благодарим прошедший и надеемся на исполнение желаний в наступающем.

В самом деле, почему бы не устраивать праздничные гулянья, если гостья всех январских праздников украшает наши улицы и дома целый месяц.

Пусть сбудутся Мечты и Надежды в Новом 2020 году у каждого, кто верит в чудеса и обязательно у тех, кто не верит в них вовсе. Обойдитесь без излишеств, отдохните с детьми, устройте выезды в зимний лес, чтобы длительные праздники подарили вам энергию и силы. А уж елочка позаботиться о том, чтобы даровать удачу, не зря же вы ее украшали и наряжали, задабривая древних духов.

История традиции украшения новогодней елки

Обычай украшать новогоднюю елку пришел к нам из Германии. Существует предание о том, что начало традиции украшать елку положил немецкий реформатор Мартин Лютер. В 1513 году, возвращаясь домой в канун Рождества, Лютер был очарован и восхищен красотой звезд, усыпавших небесный свод так густо, что казалось, будто и кроны деревьев искрятся звездочками. Дома он поставил на стол елочку и украсил ее свечами, а на верхушку водрузил звезду в память о звезде Вифлеемской, указавшей путь к пещере, где родился Иисус.

Известно также, что в XVI веке в Центральной Европе в рождественскую ночь было принято ставить на середине стола маленькое деревце бука, украшенное сваренными в меду маленькими яблочками, сливами, грушами и лесными орехами.

Во второй половине XVII столетия в немецких и швейцарских домах уже был распространен обычай дополнять украшение рождественской трапезы не только лиственным, но и хвойным деревом. Главное, чтобы оно было игрушечной величины. Сначала маленькие елочки подвешивались к потолку вместе с конфетами и яблочками, и лишь позже установился обычай наряжать в гостевой комнате одну большую елку.

В XVIII-XIX веках традиция украшения елки распространилась не только по всей Германии, но и появилась в Англии, Австрии, Чехии, Голландии, Дании. В Америке новогодние елки появились также благодаря немецким эмигрантам. Вначале елки украшали свечами, плодами и сладостями, позднее в обычай вошли игрушки из воска, ваты, картона, а потом и стекла.

В России традиция украшения новогодней елки появилась благодаря Петру I. Петр, еще в молодые годы гостивший на Рождество у своих немецких друзей, был приятно удивлен, увидев странное дерево: вроде бы ель, но на ней вместо шишек — яблоки и конфеты. Будущего царя это позабавило. Став царем, Петр I издал указ отмечать Новый год, как в просвещенной Европе.
В нем предписывалось: «…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых…».

Каждая Леди должна знать:  Сонник – «Рубанок»

После смерти Петра указ был подзабыт, а распространенным новогодним атрибутом елка стала лишь веком позже.

В 1817 году великий князь Николай Павлович женился на прусской принцессе Шарлотте, крещеной в православии под именем Александра. Принцесса убедила двор принять обычай украшать новогодний стол букетиками из еловых веток. В 1819 году Николай Павлович по настоянию супруги впервые поставил в Аничковом дворце новогоднюю елку, а в 1852 году в Санкт-Петербурге в помещении Екатерининского (ныне Московского) вокзала впервые была наряжена публичная рождественская елка.

В городах начался елочный ажиотаж: из Европы выписывали дорогие елочные украшения, в богатых домах устраивали детские новогодние утренники.

Образ рождественской елки хорошо вписался в христианскую религию. Елочные украшения, сладости и фрукты символизировали дары, принесенные маленькому Христу. А свечи напоминали освещение той обители, в которой останавливалось Святое семейство. К тому же на верхушку дерева всегда вешали украшение, которое символизировало Вифлеемскую звезду, взошедшую с рождением Иисуса и указавшую дорогу волхвам. В результате елка стала символом Рождества.

Во время Первой мировой войны император Николай II посчитал традицию украшения елки «вражеской» и категорически запретил ей следовать.

После революции запрет отменили. Первую общественную елку при советской власти устроили в Михайловском артиллерийском училище 31 декабря 1917 года в Петербурге.

С 1926 года украшение елки уже считалось преступлением: ЦК ВКП(б) назвал обычай устанавливать так называемую рождественскую ель антисоветским. В 1927 году на XV съезде партии Сталин заявил об ослаблении антирелигиозной работы среди населения. Началась антирелигиозная кампания. Партконференция 1929 года отменила «христианское» воскресение: страна перешла на «шестидневку», запрещено было празднование Рождества.

Считается, что реабилитация елки началась с небольшой заметки в газете «Правда», опубликованной 28 декабря 1935 года. Речь шла об инициативе организовать к Новому году детям хорошую елку. Подписал заметку второй секретарь ЦК компартии Украины Постышев. Сталин согласился.

В 1935 году был организован первый новогодний детский утренник с наряженной лесной красавицей. А в канун нового 1938 года в Колонном зале Дома союзов поставили огромную 15-метровую елку с 10 тысячами украшений и игрушек, ставшую с тех пор традиционной и называвшуюся позднее главной елкой страны. С 1976 года главной елкой стала считаться елка в Кремлевском Дворце съездов (с 1992 года — Государственный Кремлевский дворец). Вместо Рождества елку стали ставить на Новый год и назвали новогодней.

Сначала елки украшали по старинке конфетами и фруктами. Потом игрушки стали отражать эпоху: пионеры с горнами, лики членов Политбюро. Во время войны — пистолеты, десантники, собаки-санитары, Дед Мороз с автоматом. Им на смену пришли игрушечные автомобили, дирижабли с надписью «СССР», снежинки с серпом и молотом. При Хрущеве появились игрушечные трактора, початки кукурузы, хоккеисты. Затем — космонавты, спутники, персонажи русских сказок.

В наши дни появилось немало стилей украшения новогодней елки. Наиболее традиционный из них — украшение елки разноцветными игрушками из стекла, электрическими лампочками и мишурой. В прошлом столетии натуральные деревца начали заменять искусственными, некоторые из них весьма искусно имитировали живые ели и украшались обычным способом, другие были стилизованными, не требующими украшений. Возникла мода на оформление новогодних елок в определенном цвете — серебристом, золотистом, красном, синем, в моду прочно вошел минималистский стиль в оформлении елки. Неизменным атрибутом украшения елки остались лишь гирлянды из разноцветных огней, но и здесь на смену электрическим лампочкам уже приходят светодиоды.

История новогодней елки в России. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 15 декабря 2020 г. в Истринском районе Московской области срубят ель, которая затем будет установлена на Соборной площади Кремля и станет главной новогодней елкой России.

Как ожидается, дерево доставят в столицу на специальном автопоезде 17 декабря.


Зарождение традиции

В России первые рождественские ели появились в годы Смутного времени (1598-1613), после польской интервенции. Однако широкого распространения эта традиция не получила, елки ставили только в царских покоях и боярских палатах. Во время правления Петра I (1672-1725) хвойные деревья перед праздниками стали устанавливать в Москве, в частности, на Соборной площади Кремля, в Гостином дворе. Этот обычай царь перенял у живших в Немецкой слободе (ныне — район Лефортово) европейцев, в первую очередь, немцев.

29 и 30 декабря (19 и 20 декабря по старому стилю) 1699 г. Петр I издал два именных указа о введении новой системы летосчисления и о праздновании Нового года. Документами предписывалось вести отсчет лет от Рождества Христова и праздновать Новый год по примеру европейских христианских государств 1 января. Ранее в России использовалась византийская система летосчисления, в которой счет шел «от сотворения мира» (от 5508 года до н.э.), а наступление года отмечали 1 сентября.

Главные улицы Москвы, а также дома знати было велено украшать хвойными деревьями и ветками, а остальным жителям столицы — поставить «по деревцу или ветке над воротами или над хороминой своей». Праздник Нового года продолжался семь дней. Горожане должны были поздравлять друг друга, жечь костры на улицах, стрелять из ружей и мушкетов, запускать ракеты. На Красной площади, где проходило главное торжество, устраивался фейерверк, пушечные и ружейные салюты.

Рождественская ель стала одновременно символом Нового года. Деревья наряжали на Рождество 25 декабря (с 1919 г. — 7 января), и они стояли до Нового года или Крещения 19 января. Первые елочные игрушки были связаны с христианской тематикой (фигурки ангелов и пр.). В качестве украшений использовали также свечи, сладости, фрукты, орехи и др. Макушку елки венчала, как правило, звезда (символ вифлеемской звезды). Позднее из Германии стали привозить стеклянные елочные игрушки. В конце XIX века было налажено российское производство стеклянных шаров и бус — на заводе, основанном близ Клина князем Александром Меньшиковым, правнуком фаворита Петра I.

Первая ель для публики была установлена на Рождество 1852 г. в Санкт-Петербурге в здании Екатерининского (ныне — Московского) вокзала. Позднее общественные елки стали ставить в других присутственных местах, в Москве их ставили в здании Благородного собрания в Охотном ряду (ныне — Дом Союзов). Представители дворянства, купцы и промышленники устраивали благотворительные новогодние праздники для детей.

Традиция была прервана в годы Первой мировой войны. В 1915 г. немецкие военнопленные в госпитале Саратова устроили рождественский праздник, что вызвало крайне негативную реакцию в русской прессе. В результате император Николай II запретил устанавливать елки на Рождество.

Возрождение праздника в советские годы

После Октябрьской революции 1917 г. запрет отменили, и 31 декабря того же года в Михайловском артиллерийском училище в Петрограде была открыта первая общественная елка. В Кремле, пострадавшем от обстрелов в ноябре 1917 г., праздника не устраивали.

В последующие годы традиция рождественских и новогодних праздников сохранялась. Для детей государственных и партийных деятелей елки проводили в Большом Кремлевском дворце. Однако в середине 1920-х гг. в стране была развернута кампания по борьбе с религиозными предрассудками. 24 сентября 1929 г. постановлением Совета народных комиссаров празднование Рождества было запрещено. Официальные новогодние торжества также были отменены как «буржуазные» и «поповские пережитки».

28 декабря 1935 г. в газете «Правда» была опубликована статья кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП(б) и 2-го секретаря ЦК КП(б) Украины Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». В ней автор предложил положить конец «неправильному осуждению елки» и призвал устроить под Новый год коллективные праздники для детей. 29 декабря «Правда» опубликовала постановление секретаря ЦК ВЛКСМ Александра Косарева о проведении 1 января силами комсомольцев и пионеров елок в школах, детских клубах и детских домах.

В том же году в Колонном зале Дома Союзов была организована елка для детей и молодежи. На празднике присутствовал главный новогодний персонаж — Дед Мороз (в исполнении артиста эстрады Михаила Гаркави), спустя год вместе с ним елку вела Снегурочка. Наряду с традиционными елочными украшениями появились новые игрушки — фигурки космонавтов, самолеты, танки, ракеты, початки кукурузы и др. Вифлеемскую звезду сменила пятиконечная красная.

23 декабря 1947 г. указом Президиума Верховного совета СССР 1 января был объявлен праздничным и выходным днем.

С 1954 г. новогодний праздник для детей и молодежи проходил в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца. С 1962 г. его стали проводить в Кремлевском дворце съездов (ныне — Государственный Кремлевский дворец). На первую кремлевскую елку были отобраны лучшие школьники и студенты страны. Трансляция велась по радио, а в газетах были опубликованы подробные репортажи. С тех пор праздник в Кремле стали называть главной елкой страны. С середины 1960-х гг. он проходит в форме сказочного представления.

Ель на Соборной площади

С декабря 1996 г. на Соборной площади Кремля устанавливают живую ель. В 2001-2004 гг. из-за сильных морозов живое дерево заменяли на искусственное.

Ель для Соборной площади Кремля доставляют из Московской области (с 2015 г. — из Истринского района). Поиски подходящего дерева начинаются в конце лета, при этом используются данные космической и вертолетной съемки. Ель отбирает специально образованная комиссия Управления делами президента РФ совместно с представителями муниципалитетов, специалистами лесного хозяйства, транспорта, деятелями культуры и искусства.

Новогодняя ёлка: короткая история появления и традиции

Невозможно представить себе весёлые зимние праздники без присутствия главной героини – ароматной новогодней ёлки. Конечно, есть история новогодней елки.

Если для нас хвойное дерево – это чаще всего атрибут именно Нового года, с его весёлой мишурой, запахом мандаринов и брызгами шампанского, то европейцы украшают сладостями и стеклянными шарами преимущественно пихту – дерево, которое является символом католического Рождества.

В доме или на улице новогодняя ёлка создаёт атмосферу праздника и волшебства. Вечнозелёное дерево, которое издавна символизировало вечную жизнь, нерушимую связь мёртвых и живых, божественных и смертных сущностей, не теряет своей актуальности и сейчас.

Языческий обычай у европейцев

Начало любимому рождественскому обычаю положили германские народы в конце Средневековья, у которых существовал древний обычай идти на Новый год в лес, где заранее выбранную ель украшали свечами и цветными тряпочками, после чего вокруг него совершались обряды.

Со временем все упростилось и еловые деревца стали срубать и приносить в дом, где они устанавливались на столе. К деревцу прикрепляли зажжённые свечки, на него вешали яблоки, орехи и сладости.

Языческий обычай, после крещения германцев, плавно перерос в рождественскую традицию.

Европейцы стали украшать рождественское дерево лишь в 1510 году. Именно тогда в Риге была установлена первая новогодняя ёлка, щедро украшенная зажжёнными свечами, печеньем и яблоками.

Благодаря найденным архивным документам, свидетельствующим о событии, историкам удалось установить истину, ведь раньше считалось, что первой была ёлка Лютера, установленная несколькими десятилетиями позже рижской лесной красавицы.

История елки в России

Пётр I, любитель привносить в жизнь своих подданных оригинальные новшества, стал первым и положил начало традиции отмечать рождественские праздники. Его указ, датированный 1700 годом, положил начало весёлым празднествам под сенью украшенной ели на Руси.

Обычай стал по-настоящему популярным лишь во второй половине XIX века и действовал вплоть до 1927 года, пока ёлка не была объявлена «религиозным пережитком». В 1935 году табу с рождественской ёлки было снято, благодаря Павлу Постышеву, кандидата в члены политбюро ЦК ВКП(б). Правда, взамен Рождественской с 1935 г. ёлка стала новогодней.

Поначалу стали организовывать праздники, украшением которых была ёлка, а главными героями Дед Мороз и Снегурочка, для избранного круга детей. Потом волна весёлых новогодних утренников прокатилась по всей стране. Хороводы и дефицитные сладости под ёлкой стали неизменными атрибутами новогодних каникул. Правда, и масштаб мероприятий, и ценность подарков разительно отличались друг от друга.

Телевидение внесло свои коррективы и новогодней ёлкой стали именовать праздничные телепрограммы, транслирующиеся на голубых экранах в праздничную ночь.

Наше время

Сейчас новогодняя ёлка, дарящая радость детворе, устанавливается повсюду – в детских садах и школах, на праздничных концертах и утренниках, организуемых как государственными, так и коммерческими организациями.

Новогоднюю ёлку всё реже украшают сладкими гостинцами. В моде шары из сусального золота и тончайшего стекла, декоративные фигурки и гирлянды. Красные, серебристые, белые и золотистые игрушки не только подчёркивают красоту дерева, но и напоминают о рождественских традициях, связанных с праздником.

Каждая Леди должна знать:  Запеканка из картофельного пюре рецепт приготовления

История рождественской елки в России

Во многих семьях принято хранить и передавать по наследству коробки с елочными игрушками (есть старые-престарые игрушки и в нашей семье). Сейчас, смотря на украшенную елку, самое время рассказать детям об истории рождественской елки и о том, как на елочные украшения влияли исторические события.

Появилась елка на Руси при Петре Первом, но далеко не сразу вошла в жизнь русского народа и далеко не сразу стала неотъемлемой частью рождественских и новогодних празднеств, а «приживалась» в нашей стране медленно и весьма болезненно.


Рождественская елка во время своего «врастания» корнями в русскую почву должна была пережить и минуты восторга, и мгновения ненависти, и годы забвения, и периоды полного равнодушия. 20 декабря 1699 года по возвращении из-за границы Петр Великий издает указ, в коем предписывает вести летосчисление от Рождества Христова, а не от сотворения мира, а первым днем нового года считать 1 января, а не 1 сентября. Этим же указом вводился в обиход обычай пускать ракеты, зажигать огни, устраивать маскарады в день Нового года, а также «украшать дома от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых».

После смерти Петра елку совсем забыли, и вернули ее «к жизни» лишь в начале XIX века немцы, обосновавшиеся в Петербурге и продолжавшие и в далекой снежной России соблюдать обычаи своей родной Германии.

Германия считается первой страной, где была введена рождественская елка — специально для детей. «И вдруг на рубеже 1840-х годов последовал взрыв. «Елочный ажиотаж», охвативший в это время Петербург, нуждается в объяснении. Думается, что мода на «немецкое нововведение», которое из домов петербургской знати распространялось по менее состоятельным домам, подкреплялось модой на немецкую литературу и прежде всего — на Гофмана, «елочные» тексты которого пользовались большой популярностью. «Щелкунчик» и «Повелитель блох», выходившие к Рождеству отдельными изданиями, представляя детям специальное праздничное чтение, попутно способствовали распространению в российских домах обычая рождественской елки, а иллюстрации к ним помогали закреплению ее зрительного образа», — писала . душечкина, наш известный историк «рождественской» культуры.

Первая «публичная» елка была устроена в Петербурге в 1852 году в Екатерингофском вокзале.

Постепенно елка совершенно завоевала Россию, став к концу 19 века обычным явлением и непременным атрибутом Рождества.

“Рождественская елка в С.-Петербургском клубе художников”.

С наброска Н. А. Богданова гравировал Л. А. Серяков. Конец ХIХ века

«В настоящее время обычай зажигать на святках елку для детей все более и более распространяется по России, — писал в 1898 году известный педагог Е. Швидченко. — Редкая школа по деревням и редкий частный дом в городах не устраивает в это время для своих детей елки. Все уже так привыкли к этому обычаю, что без елки святки — не святки, рождественские праздники — не в праздники. И сколько радостей она приносит детям, сколько восторгов, сколько разговоров. Уже одни только приготовления к елке. способны занять детей на несколько недель и доставить им громадное удовольствие.

Общее внимание, любопытство и радость усиливаются, когда елка привезена и ее начинают украшать, убирать. Посмотрите, с каким восторгом один ребенок клеит самый простой мешочек для конфет и пряников, другой подчищает и заправляет свечи, третий связывает свечи, четвертый вешает на ветки игрушки, пятый сортирует и укладывает под елкой подарки.

А в самый день «елочного праздника» — кто опишет восторги детей? Как искрятся их глазенки, каким румянцем горят их личики, с каким воодушевлением они поют песни, как они пожирают глазами елку! Елка для них в это время — не кусок дерева, нет! — это красавица, которая так же живет и радуется, как они, она живет вместе с ними и они с ней. Словом, рождественская елка имеет для детей огромное значение. Она дает им столько удовольствий, что трудно выразить».

Никто не знает наверняка, где и как зародился обычай устраивать рождественскую елку. Тем не менее несомненно, что пришел он из глубокой древности и связан с языческими верованиями в то, что у каждого предмета — в том числе и у деревьев — есть душа. Следы почитания деревьев находят в древних религиях англичан, скандинавов, итальянцев, французов, чехов, на Кавказе, в Аравии, Монголии и других местах. Часто деревьям приносили жертвы, украшали их, навешивая на ветви кусочки материи, ленты, мясо, хлеб, другие украшения — в частности зажженные свечи. В окрестностях Киева, начиная с 1506 года и вплоть до 1917 года, существовал праздник «женитьбы свечки», когда вечером 1 сентября (первый день Нового года в допетровское время) на базаре устанавливают елку, увешивают ее фруктами, овощами, цветными бумажками и восковыми свечами и устраивают вокруг песни и пляски до утра. Вокруг ели на Руси совершался и обряд венчания, запечатлевшийся в русской пословице: «Венчали вокруг ели, а черти пели».

Таковы «языческие» корни праздника. Но есть у обычая устраивать рождественскую елку и корни «христианские».

В религиозных легендах часто встречается образ чудесного деревца как символ христианизации всего мира.

Елка — эта символ райского дерева, древа жизни, которого люди «некогда лишились, но которое возвращается нам родившимся Спасителем, невидимым Солнцем правды (Рождество), дарующему всему жизнь через ежегодное нарождение и действие видимого солнца (Новый год)».

Начиная с XVI века ель стали ставить в Германии, Голландии и Англии, украшая ее ветви исключительно съедобными «игрушками». Яблоки — как воспоминание о райских плодах, росших на древе познания. Пресные вафли — вместо просвирок, символизировавшие тело Христово. Ну и конечно, пастила, имбирные пряники и орехи, которые золотили настоящим сусальным золотом. Собственно, настоящие елочные игрушки появились лишь в конце XVIII столетия. В те годы были очень модны украшения из еловых шишек, покрытые золотым напылением, посеребренные звездочки из соломы и небольшие фигурки ангелов из чеканной латуни.

Старинная тренога для елки

Верхушку елки украшают звездой — в память о Вифлеемской звезде, указавшей путь волхвам к пещере, где родился Иисус. Среди зеленых лап притаились фигурки поющих ангелов, славящих Бога, и пастухов с овечками, пришедшими поклониться Младенцу. Об этом же радостном событии напо-минают и позванивающие серебряные и золотые колокольчики, подобные тем, что надевались палестинскими пастухами своим стадам. Не случайно украшена елка и горящими свечами и фонариками. Их прообразами были огни костров и яркие звезды, светившие для вифлеемских пастырей в Светлую ночь.

С 1850-х годов в Европе и в России вошли в моду стеклянные украшения. Их появление на праздничном дереве – вынужденная мера, когда стеклянные игрушки были призваны заменить не уродившиеся не сколько лет подряд орехи и яблоки.

Начиная со второй половины XIX века, Германия стала основным производителем и экспортером ёлочных украшений из разных материалов.

Русские торговцы раз в год непременно выезжали в Германию и закупали игрушки на продажу. В России тоже стали открываться кустарные мастерские по производству игрушек, а в конц19 века в Клину и Петербурге открылись первые «елочные» фабрики», однако немецкие стеклянные игрушки быи более высокого качества и ценились очень высоко — дороже отечественных.

Постепеноо в семьях стала приживаться традция самостоятельно мастерить рождественские игрушки. Накануне праздника мать и бабушка вместе с детьми проводили вечера за изготовлением картонных зверей, ангелов и снежинок. Считалось, что процесс хранил в себе воспитательный смысл.

Рождество в русском доме начала 20 века. Музей. Вотчина Деда Мороза, Великий Устюг

Такой обычай сначала прижился в дворянских семьях, затем перешел в среднее сословие, но общенародной елка стала уже только в СССР, превратившись из рождественской в новогоднюю.

Елка новогодняя: история появления в России

Трудно представить себе самый ожидаемый праздник в году, любимый детьми и взрослыми, без такого классического атрибута, как елка новогодняя. История традиции, повелевающей украшать это дерево к празднику, уходит корнями вглубь веков. Когда же люди начали наряжать вечнозеленые деревья в России и других странах, что заставляло их это делать?

Что символизирует елка

Обитатели древнего мира искренне верили в магические силы, которыми обладали деревья. Считалось, что в их ветвях прячутся духи, злые и добрые, которых следует умиротворить. Не удивительно, что деревья становились объектами различных культов. Древние люди поклонялись им, обращали к ним молитвы, просили о милости и защите. Чтобы духи не остались равнодушными, им подносили угощения (фрукты, сладости), которые развешивались на ветвях или раскладывались неподалеку.

Почему же украшались не сосны, эвкалипты, дубы и прочие виды, а именно елка? Новогодняя история содержит множество красивых легенд на эту тему. Самая правдивая версия – хвойная красавица была выбрана благодаря способности оставаться зеленой, какое бы время года не наступило. Это заставляло жителей древнего мира считать ее символом бессмертия.

История новогодней елки: Европа

Обычай, каким его знают жители современного мира, сложился в средневековой Европе. Высказываются разные предположения о том, когда именно началась история новогодней елки. Изначально люди ограничивались небольшими ветвями сосны или ели, которые развешивались в доме. Однако постепенно веточки сменили целые деревья.

Если верить легенде, история новогодней елки тесно связана с Мартином Лютером, знаменитым реформатором из Германии. Прогуливаясь вечером в канун Рождества, богослов залюбовался красотой звезд, сияющих на небе. Придя домой, он установил небольшую елку на стол, нарядил ее, используя свечи. Для украшения верхушки дерева Мартин выбрал звезду, которая символизировала ту, что помогла волхвам найти Младенца Иисуса.

Разумеется, это всего лишь предание. Однако есть и официальные упоминания о елке, приходящиеся приблизительно на тот же временной отрезок. К примеру, о ней написано во французских летописях за 1600-й год. Первые новогодние деревья были миниатюрных размеров, их ставили на столы или подвешивали к стенам и потолкам. Однако в 17 веке в домах уже стояли большие елки. Лиственные деревья, которые ранее также использовались для украшения жилищ перед праздниками, были окончательно забыты.

Елки в России: древние времена

Считается, что первым, кто попытался сделать это дерево символом смены года, оказался Петр Первый. В действительности еще древние славянские племена с особым трепетом относились к хвойной растительности, у них уже была своеобразная «елка новогодняя». История гласит, что наши предки в разгаре зимы устраивали пляски и пели песни возле этого дерева. Целью, ради достижения которой все это проделывалось, было пробуждение весенней богини Живы. От нее требовалось прервать правление Деда Мороза и избавить от ледяных пут землю.

Елки в России: Средневековье

Петр Первый действительно пытался закрепить в нашей стране такой замечательный обычай, как елка новогодняя. История повествует, что император впервые увидел наряженное дерево в доме у немецких приятелей, с которыми встречал Рождество. Идея произвела на него огромное впечатление: ель, украшенная конфетами и фруктами вместо обыкновенных шишек. Петр Первый распорядился встречать Новый год в соответствии с германскими традициями. Однако его наследники забыли об этом указе на долгие годы.

В таком случае возникает вопрос: откуда появилась новогодняя елка в России? Этого бы еще долго не произошло, если бы ставить деревья на праздниках не велела Екатерина Вторая. Тем не менее хвойные растения не украшались вплоть до середины 19 века. Именно тогда немцы, которым не хватало этой веселой традиции в России, установили в Петербурге первую наряженную елку.


Елки в России: Советский Союз

К сожалению, приход к власти большевиков почти на два десятилетия сделал милую семейную традицию нелегальной. Советская власть объявила украшение хвойных деревьев «буржуазной прихотью». Кроме того, в это время шла активная борьба с церковью, а ель считалась одним из рождественских символов. Впрочем, многие обитатели России тех времен не отказались от красивого обычая. Дошло до того, что дерево стало устанавливаться бунтарями тайно.

Из каких только событий не складывается история новогодней елки в России! Кратко говоря, уже в 1935 году традиция вновь стала легальной. Это произошло благодаря Павлу Постышеву, «разрешившему» праздник. Однако людям категорически запретили называть елки «рождественскими», только «новогодними». Зато первому дню января был возвращен статус выходного дня.

Первые елки для детей

Год спустя после возвращения лесной красавицы в дома людей, отмечающих главный праздник в году, было организовано масштабное торжество, прошедшее в Доме Союзов. С этого официально началась история новогодней елки в России для детей, для которых и было устроено это празднество. С тех пор в детских учреждениях традиционно проводятся аналогичные мероприятия с обязательной раздачей подарков, вызовом Деда Мороза и Снегурочки.

Каждая Леди должна знать:  Маска для волос из простокваши

Кремлевская елка

Одним из излюбленных мест встречи Нового года для обитателей Москвы уже многие годы остается Кремлевская площадь. Все остальные россияне не забывают включить телевизор, чтобы полюбоваться на величественную елку, наряженную в честь прихода Нового года. Впервые установка хвойного дерева, символизирующего вечную жизнь, на Кремлевской площади имела место еще в 1954 году.

Откуда взялась мишура

Разобравшись с историей появления главного новогоднего символа, нельзя не заинтересоваться и его украшениями. К примеру, такая замечательная традиция, как использование мишуры, также пришла к нам из Германии, где появилась в 17 веке. В те времена ее производили из настоящего серебра, которое тонко нарезалось, становясь серебристым «дождиком», благодаря которому сияла новогодняя елка. История появления в России современных изделий из фольги и поливинилхлорида точно не известна.

Интересно, что с елочной мишурой связана красивая легенда. В далекие времена жила женщина, бывшая многодетной матерью. Семье хронически не хватало денег, поэтому у женщины не получилось толком нарядить новогодний символ, елка осталась практически без украшений. Когда семья уснула, пауки создали на дереве паутину. Боги, чтобы вознаградить мать за ее доброту к окружающим, позволили паутине стать сияющим серебром.

Еще в середине прошлого века мишура была только серебристой. В настоящий момент можно приобрести это украшение практически в любых цветах. Особенности материалов, которые применяются для изготовления, делают изделия чрезвычайно прочными.

Несколько слов об освещении

Как уже было сказано, хвойные деревья, принесенные в дом на Новый год, было принято не только украшать, но и освещать. На протяжении длительного времени в этих целях применялись только свечи, которые надежным образом закреплялись на ветвях. Споры о том, кто именно придумал использовать гирлянды, до сих пор не завершены. Что же говорит история, как появилась новогодняя елка с современным освещением?

Самая распространенная теория гласит, что впервые мысль об освещении вечнозеленой красавицы с помощью электричества высказал американец Джонсон. Это предложение успешно воплотил в жизнь его соотечественник Морис, инженер по профессии. Именно он первым создал гирлянду, собрав эту удобную конструкцию из большого числа маленьких лампочек. Человечество впервые увидело праздничное дерево, освещенное подобным образом, в Вашингтоне.

Эволюция елочных игрушек

Без гирлянды и мишуры сложно представить себе современную новогоднюю елку. Однако еще сложнее отказаться от нарядных игрушек, легко создающих праздничную атмосферу. Интересно, что первые елочные игрушки в России были съедобными. Для украшения символа Нового года создавались фигурки из теста, обернутые в фольгу. Фольга могла быть золотистой, серебряной, выкрашенной в яркие цвета. На ветки также вешали фрукты, орехи. Постепенно для создания декора стали применяться другие подручные материалы.

Некоторое время спустя в страну начали завозить стеклянные изделия, в основном производившиеся в Германии. Но местные стеклодувы быстро освоили технологию изготовления, в результате чего яркие игрушки стали создаваться и в России. Помимо стекла, активно применялись такие материалы, как вата, картон. Первые стеклянные шары отличались значительным весом, к началу 20-го века мастера стали изготавливать тонкое стекло.

Примерно с начала 70-х об уникальном дизайне украшений людям пришлось забыть. «Шарики», «сосульки», «колокольчики» конвейерами штамповались фабриками, использовавшими одинаковые технологии. Интересные экземпляры попадались все реже, в разных домах висели одни и те же игрушки. К счастью, в наши дни поиск действительно оригинального елочного декора уже не является сложной задачей.

Несколько слов о звезде

Наряжать дерево к празднику весело вместе с ребенком, которому понравится рассказ о том, откуда взялась новогодняя елка. История появления в России для детей станет еще интереснее, если не забыть рассказать им и о звезде. В СССР решено было отказаться от классической Вифлеемской звезды, указавшей путь к младенцу Иисусу. Ее альтернативой стало красное рубиновое изделие, напоминающее те, что размещались на кремлевских башнях. Иногда такие звезды выпускались вместе с лампочками.

Интересно, что аналога советской звезды нет во всем мире. Конечно же, современные изделия для украшения елочной макушки выглядят значительно привлекательнее и интереснее.

Так вкратце выглядит жизненный путь новогодней елки, история ее появления в России как классического атрибута праздника.

История появления елки в России. Почему, зачем нужна елка на Новый Год? История новогодней елки

Возможно это прозвучит несколько грубо, но данный вопрос мне хочется задать давно: «А нафига вам елка?». Вы хоть знаете почему и для кого ставите колючее дерево в собственных комнатах и какому богу в итоге поклоняетесь? Сегодня я хочу поговорить с вами на вполне новогоднюю тему и отвечу на некоторые важные вопросы. Кто придумал Новый Год? Кто решил ставить елки и почему Ленин их запретил? А заодно расскажу о происхождении выражения «елки-палки».

Исторически так повелось, что повернутые на плодородии славянские народы были язычниками, верили в собственных богов и все праздники отмечали по-своему, без оглядок на модные европейские тенденции. Поэтому и Новый Год встречали сугубо по дате выхода земли из зимней спячки. В марте. Как только льды отпускали грунт, народ празднично набубонивался под аккомпанемент гуслей и шел в лаптях колядовать в надежде на здоровый кусок праздничной кутьи, выставленной зажиточными крестьянами, дабы задобрить злых духов.

Но к середине XV века пропахшие ладаном руки священников все-таки дотянулись до святых устоев славянского общества и предложили дату празднования Нового Года изменить. «Окститесь, морды православные, не по-христиански как-то Дажьбогу в ноги кланяться. У нас есть свой отец всевышний, ему молитвы и читайте, рабы Божьи. А посему, предлагаем для всего государства празднование Нового Года перенести на 1 сентября и называть все это дело будет пафосным «Первый день во году», ибо Бог именно в эти даты мир и сотворил».

Ок, начали отмечать по новому, и вот как только за пару веков народ привык к православным шествиям разодетых бояр и священников под звон колоколов на главных площадях, как Петр I приезжает из своей Европы совсем с другими законами. Он там в своих Нидерландах мало того что празднично набубонивался в начале января, так еще и нахватался всякой заразы древопоклоннической. «Не хочу пугалом огородным наряжаться и по площадям ходить, как мои предки недальновидные. Хочу веселья разудалого, как в заграничной Голландии. Чтоб вино рекой, трава горой, а утром стыдно было, и зад болел». (От катания с гор, а не от того, что вы там подумали и радужными флагами украсили).

«И еще. Что мы как варвары летоисчисление ведем от странной непонятной даты. В Европе 1700 год на пороге, а мы с вами только что 7208-й встретили. Ей Богу, как дикари. Бородатые, неотесанные, канатов корабельных в руках не державшие. Короче, слушайте мой приказ. Все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года».

Благо он еще корпоративов газпромовских не видел, а то психика Петра Алексеевича такого веселья бы не выдержала, и он бы понял, что царь не настоящий. Зато указ об изменении празднования мало того что зачитывали каждые тридцать минут, дабы никто потом не сообщил, что не слышал, но и содержал рекомендации об украшении придомовой территории ветвями, деревьями. Так же народу доложили о царских приказах стрелять в воздух из ружей и мушкетов во время наступления Нового Года. Дабы боярам весело было, то ввели семь праздничных дней и разрешили пить, курить и танцевать с дамами менуэты.

Если честно, то народ елку не возлюбил. Ну не будем же мы как немчура позорная дереву поклоняться, тем более согласно мифам славянским — ель дерево мрачное. Поэтому после смерти Петра все жители от нее на время отказались. Ну как все, кроме владельцев кабаков. Те выставляли дерево на крышу, помечая питейное заведение, намекая народу, что тут можно устроить праздничный день, пить, курить и танцевать с дамами менуэты. Так кабаки стали называть «елками», а выражение «пошел под елку» имело сакральный смысл похода за бухлишком в кабак. Но за выставленными на карниз деревьями не следили, хвоя осыпалась, елки становились похожими на палки и выражение «елки-палки» стало означать крайнюю досаду владельца сего заведения.

Традицию украшать город елками возродила Екатерина II, вспоминая рассказы предков о тех разудалых празднованиях во времена Петра. Но как же это древо с колючками попало в наши дома? Во всем виноваты проклятые немцы! Проживавшие при Николае I в Петербурге представители этой страны на удивление многих горожан взяли и занесли елку в дом. Это так понравилось жителям Петербурга, что они повторяя за европейцами стали устанавливать бездушные деревья в своих домах. Зажиточные морды так и вовсе стали развешивать на ней перстни, ленты, серьги и бусы, а смекнувшие о выгоде крестьяне стали деревья в лесах рубить и продавать ленивым баринам с импровизированных елочных базаров, дабы заработать себе и семье на праздничный оливье, да Варламов ? Но именно из Петербурга эта традиция разошлась по всей стране.

«Буржуазную прихоть» праздновать Новый Год и украшать дом деревьям зарубил на корню товарищ Ленин. «Страна голодает, коммунизм не достроен, а вы хотите буржуазные традиции продолжать. Нихт! Всем арбайтен». Но несмотря на собственные же запреты полысевший пройдоха у себя в Горках елочку на Рождество все-таки поставил. Хотя по всей стране колючее дерево ушло в подполье вплоть до 1936 года.

Возродил ее великий и ужасный товарищ Сталин. Поговаривают, что в темных кабинетах своего коммунистического дворца он кому-то намекнул, что елку детям хотелось бы вернуть. «Давайте кто-нибудь выступит с инициативой, ну я такой весь в белом выеду на коне в центр зала и разрешу». И вот, некий Павел Постышев пишет в «Правду» письмо про «Новый год – хороший праздник», а его на удивление всей советской цензуры публикуют и через два дня по всей стране начинают продавать новогодние украшения. При этом с типографии по всему союзу разъезжаются книги-пособия для педагогов «Елка в детском саду».

Правда и здесь не обошлось без советской пропаганды, поэтому традиционную вифлеемскую звезду заменили на коммунистическую пятиконечную и красную, а главную елку страны украшали игрушками в тон требуемой пятилетки. Сначала украшения делались в виде танков, самолетов, тракторов, кораблей, паровозов, при Хрущеве они стали в виде кукурузы и прочих репок с морковками, а потом на елках появились ультрамодные серебристые спутники, ракеты и космонавты. Кстати, какие из этих советских игрушек сохранились у вас?

Ну а теперь расскажите о своих традициях. Почему вы встречаете Новый Год? Как празднуете и что выбираете? Новый Год со снегурочкой в шубе и с елкой в снегах? Или с пальмой в песках и с мартышкой на шезлонге?

Хотите больше увлекательных историй? Тогда подписывайтесь на мой телеграм-канал или на инстаграм.

Тогда пребудет вам и плюсиков в карму, и годного контента в ленту.

У Петербурга есть яйца

Подписаться на обновления
Я в других социальных сетях:
Все фотографии в этом посте сделаны мной, в противном случае указана ссылка на источник. Весь материал принадлежит автору, полная или частичная публикация без моего согласия запрещена. При подготовке статьи могли быть использованы различные источники, но слова и текст авторский. Разрешение на использование можно запросить по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но, пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.

По вопросам рекламы и предложений писать на почту v.alkopona@gmail.com

Нажимаем на кнопочки ниже и делимся с друзьями. Вам не сложно, мне приятно. Можно просто оставить комментарий.