Домашнее семейное обучение школьников


СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:

Домашнее обучение школьников

В последнее время все чаще и чаще от родителей можно услышать о том, что их ребенок обучается дома. Причем домашнее обучение вызывает все больший интерес. Возможно, и вы тоже задумываетесь о том, чтобы перевести ребенка на домашнее обучение? Домашнее обучение школьников вполне возможно, однако для этого родители должны знать некоторые особенности данной процедуры.

Существует несколько разновидностей данной формы обучения, каждая из которых, несмотря на общие схожие черты, имеет свои собственные отличительные черты. Именно об этом и пойдет речь в этой статье.

Надомное образование

К сожалению, но существует достаточно много детей, которые при всем их желании просто – напросто по состоянию своего здоровья не могут посещать обычную общеобразовательную школу. И подобных детей, увы, совсем немало – по статистическим данным Минздрава РФ, на сегодняшний день в нашей стране почти 700 тысяч детей – инвалидов школьного возраста. И примерно 60% всех детей не в состоянии посещать школу.

А что же делать остальным ребятам? Вообще не учиться? Так, разумеется, нельзя. Учиться самостоятельно, но не получать никаких бумажек? Но ведь аттестат о среднем образовании нужен всем людям без исключения! Вот именно для таких детей единственным выходом является надомное образование, которое поможет им не остаться без аттестата зрелости.

В настоящее время существует две формы надомного обучения, рассчитанные для ребят – инвалидов:

  • Общеобразовательная

Те ребята, находящиеся на домашнем обучении, которые учатся по общеобразовательной программе, изучают все те же самые дисциплины, которые изучают их здоровые сверстники в обычной средней школе. И, в принципе, в итоге после окончания школы, и у тех детей, и у других после окончания обучения базовые знания должны быть совершенно одинаковыми, разумеется, с поправкой на индивидуальные особенности и способности каждого конкретного ребенка.

Однако в отличие от школьного обучения, во время надомного обучения расписание уроков достаточно гибкое – продолжительность уроков может быть как более короткой, так и более длительной: в зависимости от индивидуальных потребностей ребенка и, конечно же, от его состояния здоровья.

Учителя, как правило, приходя к ребенку домой, предпочитают за один раз захватывать сразу несколько тем, именно поэтому чаще всего в один день бывает не более трех уроков за один раз. Стандартная схема надомного обучения больного ребенка выглядит так:

  • Восемь уроков – 4 класс.
  • Десять уроков – 5-8 класс.
  • Одиннадцать уроков – 9 класс.
  • Двенадцать уроков – 11 класс.

После того, когда ребенок закончит обучение по общей программе, ему школа выдаст аттестат, свидетельствующий о том, что ребенок закончил общеобразовательную школу, причем этот аттестат точно такой же, как и его одноклассники, которые учатся в обычной школе по стандартной школе.

  • Вспомогательная программа обучения

Если же ребенок болен достаточно серьезно, то его обучение разрабатывается с учетом индивидуальных особенностей, по вспомогательной программе. В том случае, если ребенок оканчивает школу по вспомогательной программе, то после окончания обучения ему будет выдан аттестат специального образца, в котором будет указана та программа, по которой он и учился.

Как это происходит?

Для того чтобы ребенок обучался на дому, родителям необходимо предпринять некоторые меры. Во-первых, необходимо обратиться в детскую поликлинику к врачу – педиатру, который отправит ребенка на специальную комиссию, которая обследует малыша и вынесет соответствующее решение. Если комиссия сочтет, что ваш ребенок нуждается в обучении на дому, вам на руки выдадут специальное медицинское заключение. Существует перечень заболеваний для домашнего обучения школьников.

После этого родители должны обратиться к директору школы, написать заявление соответствующего образца. К заявлению вам необходимо приложить то самое медицинское заключение о необходимости домашнего обучения. Если ребенок может обучаться по общей программе, учитель выдаст родителям расписание посещений ребенка педагогами.

В том же случае, если ребенок тяжело болен, родители вместе с учителями вместе должны составить вспомогательную программу обучения. В этой программе должны быть четко прописаны те предметы, которые будет изучать ребенок, а также количество обязательных часов в неделю.

В течение недели после предоставления родителями всех необходимых документов директор школы должен издать специальный указ по школе, в котором должен быть указан преподавательский состав, который будет обучать ребенка, а также количество учебных часов в неделю, и периодичность аттестации ребенка по учебным дисциплинам в течение года.

На руки родителям ребенка директор школы выдаст специальный журнал, в котором учителя, приходящие на дом к ученику, должны делать записи о времени занятий с ребенком, содержимом пройденного материала и успеваемости ребенка. В конце каждого учебного года родители ребенка должны сдавать этот журнал в общеобразовательное учреждение, во время проведения итоговой годовой аттестации.

Семейное обучение

Еще один вид обучения, при котором ребенок может учиться на дому, не посещая школу – это семейное образование. В подобных случаях ребенок обучается дома не потому, что состояние здоровья его вынуждает к подобной мере, а потому что его родители так хотят. Все знания в этом случае ребенку дают либо приглашенные к нему частные педагоги – репетиторы, либо сами родители, либо в результате самообразования. В школу дети, обучающиеся подобным способом, приходят только для промежуточной и итоговой аттестации.

Для того чтобы перевести ребенка на форму семейного образования, родители также должны обратиться с соответствующим заявлением к директору общеобразовательного учреждения. Директор рассмотрит заявление, и вынесет решение. Также будет издан приказ по школе, в котором будут четко прописан график промежуточной и итоговой аттестации ребенка.

В каких же случаях имеет смысл задуматься о том, чтобы отдать предпочтение именно домашней форме обучения? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе:

  1. Уровень развития ребенка. О домашнем обучении можно подумать в том случае, если по своему умственному развитию ребенок значительно опережает своих ровесников. Как правило, такие дети очень выделяются из общей массы – они крутятся на уроках, совершенно не слушают учителя, жалуются на то, что им скучно. Иногда, чтобы решить эту проблему, ребенка переводят через один, а то и два класса. Однако это тоже далеко не самый лучший вариант, так как в этом случае одноклассники ребенка будут гораздо более зрелыми эмоционально.
  2. Занятия спортом, музыкой, рисованием. В том случае, если ваш ребенок профессионально занимается танцами, каким – либо видами спорта, музыкой, рисованием, совмещать их с учебой в школе зачастую бывает не так уж и просто. Поэтому порой, если бросать занятие не хочется, семейное домашнее обучение может стать самым оптимальным вариантом решения проблемы.
  3. Специфика работы родителей. В том случае, если родители по специфике своей очень часто меняют место жительства, постоянный перевод ребенка из школы в школу может стать для него очень сильной эмоциональной нагрузкой, с которой он может безболезненно справиться далеко не всегда. У него могут начаться проблемы как с успеваемостью в школе, так и с общением со сверстниками. А семейное обучение может стать наилучшим выходом из данной ситуации.

Что для этого необходимо?

Как уже говорилось, если родители решат перевести ребенка на домашнее обучение, они должны написать заявление на имя директора школы. Однако перед этим необходимо написать заявление с просьбой о рассмотрении данного вопроса в местный отдел департамента образования.

В департаменте образовании будет создана специальная комиссия. В состав этой комиссии входит представитель департамента, директор и педагог той школы, за которой будет закреплен ваш ребенок, педагоги и тренера ребенка, сам ребенок, иные заинтересованные лица.

В том случае, если эта комиссия сочтет необходимым и целесообразным обучение ребенка в домашних условиях, принимается решение о закреплении ребенка за конкретной школой. И уже после этого на педагогическом совете школы будет составлен график промежуточной и итоговой аттестации ребенка.

Плюсы и минусы домашнего обучения

Домашнее семейное обучение школьников имеет целый ряд как положительных, так и отрицательных сторон. К положительным моментам относятся:

  • Гибкость учебного процесса

Домашнее обучение школьников позволяет регулировать степень интенсивности нагрузки – либо сжимать объем учебного материала, либо, напротив, потратить на его изучение на более длительный срок, чем в школе.

Обучаясь в домашних условиях, ребенок не имеет такой возможности, как в школе, списать что-либо у других ребят. Поэтому ему приходится надеяться только не себя и на свои знания, что очень даже не плохо. Ведь умение рассчитывать только на себя еще не раз выручит его во взрослой жизни.

Домашнее обучение школьников хорошо еще и тем, что ребенок имеет возможность более детально изучать именно те предметы, которые ему интересны. Однако не стоит при этом забывать и о том, что все обязательные учебные дисциплины сдавать ребенку все же придется.

  • Ограничение негативного влияния на ребенка сверстников

Многие родители обосновывают свое решение перевести ребенка на домашнее обучение тем, что на ребенка не оказывается негативного влияния сверстников из неблагополучных семей. С какой-то стороны это справедливо, однако многие детские психологи полагают, что в результате подобного подхода к воспитанию дети вырастают не способными противостоять любым негативным влияниям.

Однако, разумеется, домашнее обучение школьников имеет и некоторые отрицательные моменты:

  • Отсутствие детского коллектива

Из-за того, что ребенок не посещает школу, он не сможет приобрести навыки командной работы, не будет иметь возможности социально адаптироваться в полной мере.

В любом случае, родители, прежде чем принять такое ответственное лечение, должны тщательно взвесить все положительные и отрицательные моменты!


6 онлайн-школ для семейного дистанционного обучения в России

Вы начали изучать тему семейного обучения, и я подскажу Вам 6 онлайн-школ для семейного дистанционного обучения в России. А также 7 сайтов, предлагающих помощь в изучении иностранных языков.

Все онлайн-школы негосударственные, поэтому платные. Но везде можно подобрать удобный с точки зрения потребностей ребенка и семейного кошелька.

Итак,

6 онлайн-школ для семейного дистанционного обучения в России .

Сайты этих школ красивые и понятные, есть возможность обратной связи (отвечают на вопросы достаточно оперативно):

  1. Школа семейного образования — даёт как дошкольное, так и школьное (с 1 по 11 классы) образование. Все официально, можно получить аттестат государственного образца. Есть несколько форм получения знаний.
  2. Онлайн-школа № 1 — дает школьное образование с 1 по 11 классы. Можно получить аттестат государственного образца. Есть несколько форм получения знаний, в зависимости от потребности и от финансовых возможностей.
  3. Домашняя школа InternetUrok — дает школьное образование с 1 по 11 классы. Можно получить аттестат государственного образца. Есть несколько форм получения знаний, возможность прикрепления для прохождения аттестаций как к самой онлайн-школе, так и к школам-партнерам по регионам России. Также есть возможность пройти занятия в школе в течение одной недели бесплатно. Согласитесь — это очень удобно, не приобретать «кота в мешке».
  4. Цифровая онлайн школа «БИТ» — дает школьное образование с 1 по 11 классы. Можно получить аттестат государственного образца. Есть несколько форм получения знаний.
  5. Домашняя школа дистанционного обучения «Онлайн-школа РШДО» — дает школьное образование с 1 по 11 классы. Можно получить аттестат государственного образца. Есть несколько форм получения знаний. На сайте даются примеры видеоуроков. Раздел «Часто задаваемые вопросы» почему-то неактивен, но есть чат, где можно задать вопросы.
  6. Онлайн-школа Фоксфорд — школьное образование с 5 по 11 классы. Образования с 1 по 4 классы нет. Можно получить аттестат государственного образца. Есть возможность попробовать учиться бесплатно. В зависимости от цели учебы цена занятий и их количество, цена будут разные. Сайт красивый и удобный. Фоксфорд проводит олимпиады для детей 3-11 классов. Также школа организует (и не только) детские лагеря, есть возможность общения с преподавателями не только онлайн. Учителя — преподаватели известнейших московских ВУЗов.

Интернет-журнал о семейном обучении

7 интернет-ресурсов для изучения иностранных языков

  1. Теремок — сайт для изучения английского языка для детей в игровой форме. Начать изучение языка можно именно здесь.
  2. Сайт Лингуст — сайт для изучения самых разных иностранных языков.
  3. Сайт Изучаем английский —
  4. Дуолинго — отличный ресурс для изучения иностранных языков, можно установить приложение на телефон. Просто, доступно, понятно, наглядно. Запоминается. Занималась сама, занимались мои дети, младшей «не зашло», она еще маловата для Дуолинго. Подрастет — попробуем снова.
  5. Memrise — сайт выглядит очень достойно, можно изучать разные языки, можно установить приложение на телефон.
  6. Onlineschool.ru — онлайн-школа изучения английского языка, для начальной школы (1-4 классы). Есть возможность пройти бесплатное занятие. Есть несколько форм получения знаний, в зависимости от потребности и от финансовых возможностей.
  7. Сайт childrensbooksonline.org — дает возможность читать и слушать английские книги онлайн. Книги собраны для разных уровней знания английского языка. Очень удобно.
  8. Сайт lingokids.com — отличный сайт, в игровой форме, с мультфильмами и песнями, позволяет начать английский язык с дошкольного возраста, можно установить приложение на телефон.

В Интернете можно найти также сайты с занятиями по математике, русскому языку робототехнике, оригами. Интересных ресурсов очень много, поэтому в следующих статьях я буду давать новые подборки сайтов в помощь родителям и детям на семейном обучении.

Родители стали массово переводить детей на семейное обучение

Эксперты объясняют это низким качеством образования

16.09.2020 в 19:44, просмотров: 30567

В России резко выросло количество школьников, получающих среднее образование по дистанционной и семейной форме обучения. Последние исследования показали, что в этом учебном году за парты не сели уже более 100 тысяч российских ребят. При этом еще два года назад альтернативные формы образования, в основном по состоянию здоровья, выбирали лишь 8,5 тысячи школьников. В чем преимущество дистанционного и семейного обучения, как оно отразится на традиционной школе, мы выяснили у экспертов.

Ситуация с количеством желающих учиться вне школы в нашей стране настолько серьезна, что ей уже озаботились в Госдуме. В понедельник на заседании комиссии по науке и образованию председатель Комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов и вовсе заявил, что на семейном обучении в стране находится 10% учащихся.

«10% наших школьников находятся на семейном обучении. Это очень много. Нужно регулировать это законодательно», — сказал Никонов.

По прогнозам экспертов, сегодняшние 100 тысяч школьников на дистанционном обучении — это только начало. Ожидается, что каждый год количество родителей, выбирающих альтернативные формы обучения для своих детей, будет увеличиваться двукратно. На данный момент чаще всего образование вне школы выбирают родители, которые недовольны качеством обучения и имеют возможность оплачивать репетиторов или изучать программу с ребенком самостоятельно. Кроме того, данные формы образования в старших классах нередко используют и талантливые ребята, участвующие в значимых олимпиадах, у них просто не хватает времени на очное посещение всех уроков.

Председатель Общества по защите прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин уверен, что родители голосуют ногами за альтернативные формы обучения не от хорошей жизни: «Эта ситуация абсолютно ожидаемая и понятная, и действительно, если ничего не менять в нашей системе образования, то переводить на семейное и дистанционное обучение своих детей будет все больше родителей. Естественно, родители делают это не от хорошей жизни. Причина в том, что, несмотря на громкие заявления чиновников и победы наших школьников в различных олимпиадах, качество образования в стране стремительно падает. Ситуация в большинстве школ сейчас такова, что родителям приходится нанимать репетиторов чуть ли по всем предметам, чтобы ребенок тянул программу. Естественно, взрослые, которые могут позволить себе платить или заниматься с ребенком самостоятельно, предпочитают отказать от традиционной формы обучения, чтобы не тратить время впустую. Дело в том, что в последние годы школа все больше превращается из источника дачи знаний в источник контроля знаний. С самого начала учебного года детей забрасывают бесконечными контрольными и проверочными, при этом на полноценное обучение времени уже не остается. 100 тысяч ребят на дистанционном и семейном обучении — это серьезный звонок для тех, кто управляет образованием, что пришла пора задуматься над происходящим».

СПРАВКА «МК»

Дистанционное обучение — форма образования, при которой ребенок общается с учителями на расстоянии с помощью Интернета и выполняет задания онлайн. При этом все аттестации, как правило, проводятся в очной форме.

Семейное обучение — форма образования вне образовательной организации, при которой родители берут на себя полную ответственность за обучение ребенка. Для получения аттестата дети, получающие семейное образование, как и другие школьники, должны сдать итоговую аттестацию.

Заголовок в газете: Прощай, школа?
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28077 от 17 сентября 2020 Тэги: Школа, Дети , Общество, Олимпиада, Наука Места: Россия

Каждая Леди должна знать:  Приступ астмы признаки удушья, первая помощь

Домашнее обучение и семейное образование: в чем разница?

Родителям зачастую бывает сложно разобраться, в чем заключается разница между домашним обучением и семейным образованием. Поэтому сегодня мы предлагаем разобраться, какие кардинальные различия существуют между этими форматами образования.

В последнее время наблюдается увеличение недоверия родителей к традиционным образовательным учреждениям. В значительной степени это обусловлено переживаниями, которые касаются не только качества предоставляемого образования, но и отношения учителей к ребенку. В некоторых же случаях, по тем или иным причинам, родители не могут отдать ребенка в школу.

Однако, независимо от состояния здоровья ребенка, религиозных убеждений родителей или материальных возможностей семьи, ничто не отменяет право маленького человечка на получение образования. И тогда перед взрослыми встает серьезный вопрос: как вырастить образованного человека без посещения образовательных учреждений?

Действующий закон об образовании дает возможность родителям выбирать между альтернативными формами образования. К их числу, среди прочих, относится семейное образование и домашнее обучение, которые в последние годы начинают пользовать большой популярностью.

Отметим, что родителям, решившим не вести ребенка на первый звонок, зачастую бывает сложно разобраться, в чем заключается разница между этими двумя формами обучения. А иногда эти понятия ложно принимают за синонимичные. Поэтому сегодня мы предлагаем разобраться, какие кардинальные различия существуют между этими форматами образования.

Особенности домашнего обучения: школа на дому

Домашнее обучение – форма образования, предполагающая, что учителя школы, за которой ребенок закреплен, будут посещать школьника на дому, либо ребенок будет посещать школу по индивидуальному расписанию.

Подчеркнем, данная форма обучения доступна не каждому. Ее применяют преимущественно к ученикам, имеющим серьезные проблемы со здоровьем (либо другие уважительные причины, по которым ребенок не может посещать уроки в школе). Основанием для перевода ребенка на домашнее обучение являются документы, подтверждающие невозможность посещения образовательной организации.

Обучение на дому или индивидуальное обучение имеет общие черты, как с очным, так и с семейным образованием. Ребенок числится в определенном классе, получает школьные учебники, делает домашнее задание и сдает контрольные работы в одинаковый с остальными школьниками период. То есть, по сути школьник живет по обычному школьному расписанию за одним исключением — он не ходит в школу. За ребенком закрепляются определенные учителя, которые в отведенное время по согласованному расписанию приходят к ученику домой, и проводят с подопечным индивидуальные занятия, объясняя новые темы с соблюдением установленной школьной программы обучения.

Домашнее обучение имеет нечто общее с репетиторством. Однако работа учителей-«репетиторов» оплачивается из средств государственного бюджета и все оценки ученика заносятся в журнал успеваемости (чего не может сделать обычный репетитор).

Еще одной отличительной особенностью домашнего обучения является отсутствие необходимости в прохождении программы по необязательным предметам. То есть, если учебным планом отведено определенное количество часов на точные и гуманитарные науки (физика, химия, математика, языки и литература, биология и т.д.), то школьник обязан пройти их полностью. Но изучать второстепенные предметы, такие как музыка, физическая культура, рисование и т.д., ему не нужно. Родители или ребенок могут также самостоятельно выбрать желаемый формат обучения: посещение ребенком школы в установленное время или посещение учителем ребенка на дому.

Домашнее обучение хорошо подходит для школьников, чье физическое или психологическое состояние не позволяет выдерживать полную нагрузку в школе. Благодаря исключению дополнительных предметов у них появляется возможность уделять больше времени отдыху и изучению основных предметов.

Кроме того, родители могут быть абсолютно уверенными, что их ребенок занимается с квалифицированным педагогом, знающим свой предмет и умеющим донести эти знания до ребенка. Индивидуальное обучение также значительно улучшает подготовку, так как в этом случае учитель находится наедине с ребенком, и ему не нужно уделять внимание еще 30 школьникам. А это означает, что им удастся изучить больше материала за один урок и при необходимости остановиться на сложных темах.

Другими словами, домашнее обучение – такая же ответственность школы за образование ребенка и такой же уровень подготовки, как и при очном обучении, но в более облегченной форме.

Учимся с ребенком: в чем заключается семейное образование?

Семейное образование – форма обучения, при которой вся ответственность за уровень образования ребенка возлагается на его родителей.

До недавнего времени об этой форме обучения, которая, кстати, доступна каждому, было известно немногим. Сегодня же многие родители отдают предпочтение именно самостоятельному образованию детей. Чаще всего это связано с нежеланием родителей подвергать ребенка негативным эмоциям, которые нередко случаются в перерывах между уроками, или невозможностью посещать занятия, например, из-за специфики работы родителей (к примеру, дети артистов или спортсменов, которые за месяц могут несколько раз переехать из одного города в другой).

Для начала обучения родители заключают договор с определенной школой, берут учебники из школьной библиотеки или покупают самостоятельно и сами учат детей. В этом случае у них должно быть достаточно свободного времени, чтобы самим учить ребенка, или же возможность выделить средства для занятий с репетитором. При такой форме обучения школа не проявляет интереса к учебному процессу, но раз в год ребенок должен сдавать аттестацию по всем предметам. Здесь стоит заметить, что в отличие от домашнего обучения, ежегодные контрольные работы и проверка знаний проводится абсолютно по всем школьным дисциплинам, а не только по основным предметам.

Несмотря на то, что школьные учителя не имеют близкого контакта с ребенком, а некоторые и вовсе знакомятся с ним только во время контрольных аттестаций, родители могут обращаться к педагогам за консультацией, просить у них примеры работ и интересоваться темами и вопросами, которые нужно изучить. Если они решают покупать учебную литературу самостоятельно, обязательно следует поинтересоваться, по каким учебникам занимаются на уроках в школе, уточнить авторов и названия книг.


Хорошим помощником для организации занятий становятся различные интернет ресурсы. Поскольку это направление начало получать широкое распространение, увеличилось количество сайтов, на которых можно посмотреть программу обучения, выбрать соответствующие теме задания, просмотреть с ребенком видеоролик, в котором учителя рассказывают новую тему. Также сейчас повсеместно открываются различные центры семейного образования, куда родители могут приводить ребенка несколько раз в неделю, и в маленьких группах до 10 человек ему будут объяснять учебную программу.

Таким образом, дети на семейном образовании могут проходить весь курс, заложенный школьным учебным планом, в удобное для них время, а не по установленному графику. Они могут заниматься одним предметом в течение месяца и выучить всю программу за год, а потом перейти к изучению другого предмета. Есть возможность больше углубиться в изучение дисциплины, к которой ребенок проявляет наибольший интерес, или остановиться на сложных темах. Многие родители также практикуют наглядное изучение материала, а не только по учебникам. Например, если есть возможность, можно сводить ребенка в музей, планетарий, ботанический сад, сходить на природу и изучать там насекомых и растения и т.д.

Семейная форма образования предполагает, что родители четко понимают, насколько важно правильно организовать учебный процесс и донести информацию, с учетом сильных и слабых сторон не только ребенка, но и своих.

Так в чем же разница?

Основная разница между домашним обучением и семейным образованием в большей степени проявляется в уровне ответственности. То есть в том, кто должен отвечать за успехи и неудачи ребенка в освоении новых знаний. У них также имеются отличия в расписании занятий и невозможности применения домашнего обучения ко всем детям.

Что касается качества подготовки, то говорить о том, что домашнее обучение или семейное образование лучше/хуже обучения в школе невозможно. Случается, что занимающиеся самостоятельно нисколько не отстают от очной формы или даже больше преуспевают, а бывает, что родители не имеют достаточных знаний для обучения детей, и они не могут полноценно изучить программу. Та же ситуация и домашним обучением: не все учителя проявляют интерес к обучению ребенка, а некоторые, наоборот, успевают пройти с ним больше материала, чем на обычном уроке. Поэтому выбор формы обучения полностью зависит от возникающих условий и потребностей.

Необходимо помнить, что эти две формы обучения лишают детей общения со сверстниками, поэтому для полноценной социализации необходимо организовывать их досуг так, чтобы они как можно больше времени проводили с детьми своего возраста и общались с ними.

Также индивидуальное обучение снижает подготовленность детей к взрослой жизни и возникающим препятствиям. Например, сдача выпускных экзаменов в обоих случаях проводится под наблюдением комиссии и вместе с остальным классом, а такая нагрузка может оказаться большим стрессом для школьника. Да и вузовское образование не обеспечивает студента такими альтернативными формами обучения, поэтому нужно заранее подготовить ребенка к взаимодействию с одногруппниками.

«Что, теперь и дома будет школа?» Как сделать семейное образование увлекательным

Выстраиваем учебный процесс

При семейном обучении нужно не только самостоятельно осваивать школьную программу, но и организовывать учебный процесс. Задача сложная: предстоит дать детям качественные знания и при этом не превратить дом в подобие школы, а еще совместить учебу и отдых — и все это не в ущерб здоровью, настроению и отношениям в семье. Иногда родители считают так: «Вот заберем документы из школы и заживем спокойно» — и только потом осознают, что не продумали, как все организовать и выстроить. Как следствие — устрашающие истории в интернете и печальные выводы о том, что «семейное образование слишком сложно, нам пришлось вернуть ребенка в школу, мы разочарованы».

В школе ученик должен лишь следовать школьному расписанию и выполнять задания в определенное время. На семейном обучении ребенок получает неограниченную свободу: никто не говорит, когда и что нужно сделать, никто не дает домашнее задание, никто не подсказывает, какая тема следующая в учебном плане… При этом к очередной аттестации следует знать и сдать весь необходимый материал.

Свобода порождает дополнительную ответственность. Семьи, отказавшиеся от ежедневных походов в школу, быстро понимают, что нужно самим формировать учебный план и что он должен соответствовать их жизненным установкам, с одной стороны, и требованиям образовательных стандартов — с другой.

Наш с сыном опыт семейного образования, так же как и у других наших «коллег», с самого начала был (да и остается, не буду скрывать) путем проб и ошибок. Сначала мне казалось, что нужно устроить некий домашний вариант школы и идти строго по школьной программе. Если в школьном расписании на понедельник значатся пять уроков, то и мы должны пройти по одной новой теме по каждому из предметов в расписании. Так мы пытались учиться несколько недель, пока не поняли, что это бесполезно.

Времени на уроки тратили много, а в глазах Левы стоял немой вопрос: «Что, теперь и дома будет школа?»

Мы решили изменить подход и условно выделили по одному дню недели на каждый предмет. Так, понедельник у нас стал днем математики, вторник — информатики, среда — окружающего мира, четверг — русского языка, пятница — чтения и суббота — французского языка. Непосредственно на уроки мы тратили около одного часа в день.

Ежедневные занятия мы строили исходя из школьного плана. То есть если, к примеру, на неделю у учеников второго класса запланировано два часа окружающего мира, то они пройдут за это время две темы. Те же две темы проходили и мы, но за одно занятие. Делалось это следующим образом: сын читал параграфы, мы их обсуждали, Лева самостоятельно выполнял задания в рабочей тетради, после чего я их проверяла. Если какая-то тема его особо увлекала, то мы старались изучить ее более подробно с помощью книг, тематических видео и т. д. К началу апреля мы освоили всю программу второго класса и почти месяц ждали школьную аттестацию.

Затем схема снова изменилась и теперь еще меньше похожа на школьную. Каждый день сын минут по десять решает задачи и примеры по математике — так проходим программу практически незаметно. В таком же ежедневном режиме перед сном беремся за произведения из программы по чтению. Остальные школьные предметы изучаем без жесткого планирования, но в режиме «один день — один предмет». Что получаем в итоге? Учебу по 30–40 минут ежедневно и опережение программы.

В третьем классе мы решили еще немного изменить процесс. В качестве эксперимента мы учились не по принципу «Один день = один предмет», а методом глубокого погружения. Программу по всем предметам я условно разделила на четыре части (по количеству аттестаций). Предметы мы осваивали по очереди: неделя информатики, две недели окружающего мира, две недели чтения и т. д. Правда, задания по математике на рабочем столе сына оказываются почти каждый день. Мне кажется это важным хотя бы потому, что мозг не расслабляется, а программа проходится незаметно и продуктивно.

Полезные инструменты

Успех семейного образования зависит не только от грамотного планирования, но и от поддержания в ребенке способности и желания овладеть учебным материалом. Для того чтобы мотивация не ослабевала, я советую составлять образовательные карты и обучать ребенка хотя бы минимальным навыкам тайм-менеджмента.

Образовательная карта

Это инструмент систематизации учебного процесса, полезный любому ребенку, будь то воспитаннику подготовительной группы детского сада, младшекласснику или без пяти минут обладателю школьного аттестата.

Родители, чьи дети получают образование в форме семейного обучения, примерно представляют, о чем идет речь. Для них в начале учебного года школа составляет индивидуальный учебный план (его еще называют ИУП). В индивидуальном плане обозначена цель (конкретные знания), задачи, которые необходимо выполнить для ее достижения (промежуточные аттестации), и средства (перечень учебников, методических пособий и других источников информации).

Образовательная карта работает так же с тем лишь отличием, что, кроме всего прочего, помогает понять склонности ребенка, каких знаний ему недостает в настоящий момент, а какие предметы даются настолько хорошо, что могут осваиваться углубленно (но об этом — чуть ниже). Составление образовательной карты — процесс, конечно, не двухминутный, но весьма увлекательный. Вы легко освоите его за пару-тройку вечеров. В качестве бонуса — проведенное совместно с ребенком время, в течение которого ни вы, ни он не будете отвлекаться на посторонние дела.

Зачем нужна образовательная карта?

Все дети разные. Это аксиома. Но часто ли мы помним об этом? Если дочь подруги в первом классе свободно писала по-английски, значит, наш сын должен это делать уже в подготовительной группе детского сада. Если племянник без труда в десять лет мог подтянуться на турнике пару десятков раз, а ваш сын не может, значит, с ним что-то не так. Признайтесь, мы часто мыслим подобными категориями.

Образовательная карта как раз и нужна, чтобы по-новому взглянуть на своего ребенка, оценить его слабые и сильные стороны, понять, в каких навыках и знаниях он нуждается именно сейчас, и перестать подстраиваться под чужие мерки.

Я часто рекомендую родителям книгу «Ты можешь больше, чем думаешь». Ее автор Томас Армстронг раскрывает читателям глаза на то, что на самом деле значит быть умным. По его словам, интеллект — это не только хорошие оценки, высокие результаты тестов и умение запоминать. Интеллект проявляется во многом: в творчестве, музыке, спорте, умении видеть красоту природы, в эмоциях и способности находить общий язык с окружающими. И это далеко не все. Прочитав книгу, каждый поймет, что можно быть умным в самых разных областях.

Как работать с образовательной картой?

Визуализация — это уже половина успеха. Для начала подумайте, что именно вы хотите улучшить и изменить. Обсудите это с ребенком. И обозначьте ожидаемый результат — тот, которого вы хотите добиться, допустим, к 1 сентября. Пусть это будут конкретные значения: 10 прочитанных книг, умение умножать и делить в столбик, способность отжаться 30 раз без перерыва и т. д. Важно, чтобы ребенок разделял эту цель или хотя бы понимал, для чего ему нужно ее достичь. Теперь запишите или нарисуйте свою цель (можете сделать коллаж, аппликацию — что угодно) и повесьте на видное место.

Определите задачи. Что именно и с какой периодичностью нужно делать, чтобы достичь желаемого? Бегать 15 минут каждое утро, решать по 10 примеров ежедневно или заниматься иностранным языком по понедельникам, средам и пятницам? У каждого свои задачи в зависимости от поставленных целей, только следите за тем, чтобы их выполнение не стало утомительным занятием для ребенка.

Список задач тоже лучше прописать и повесить рядом с визуализированными целями — так они будут чаще напоминать о себе, что очень важно при особенностях кратковременной памяти детей. И не забывайте оценивать прогресс: раз в неделю обсуждайте с ребенком, насколько вы приблизились к намеченной цели.

Тайм-менеджмент для детей

Любой родитель может научить любимое чадо максимально эффективно использовать свое время. Приложив немного усилий, мы можем воспитать поколение людей, которые с детства умеют планировать свою жизнь, с любовью работать и от души отдыхать. Мы собрали простые советы по детскому тайм-менеджменту. Выбирайте те, что вам больше подходят, и пробуйте применять их в повседневной жизни. Только не перестарайтесь: для закрепления любой новой привычки нужно время. Не стремитесь сделать все и сразу: вводите новшества не чаще одного раза в неделю.

1. Научите ребенка планировать свою неделю

Важно, чтобы ребенок ориентировался, в какой день у него тренировка или музыкальная школа, а когда можно спокойно гулять с друзьями и без зазрения совести проводить время перед гаджетом.

Лайфхак. В комнате у моего сына висит большая пробковая доска, на которой наклеены стикеры со всеми днями недели и обязательными заданиями на каждый день. Ребенок, подходя к доске, видит, что, к примеру, в понедельник у него занятия в музыкальной школе, шахматы и математические задачи. Когда ребенок много раз в день проходит мимо планинга, забыть о делах гораздо сложнее, чем в том случае, если бы мы обговаривали предстоящие дела. Все остальное время он может заниматься всем, чем душе угодно, но эти дела должны быть выполнены. Такой todo-лист позволяет структурировать свободную жизнь и сэкономить родителям нервы, освободив от бесконечных напоминаний из области «А ты помнишь, что должен. ».

Каждая Леди должна знать:  Как носить бандаж для беременных и зачем

Хорошее подспорье — магнитная или маркерная доска. От ежедневников ученикам младших и средних классов я бы посоветовала отказаться. Ничего личного: в силу возрастных особенностей памяти дети забудут свериться с планом. А значит, и эффективность такого планирования будет стремиться к нулю.

2. Составляйте план на день

Здесь принцип такой же, только план на день включает список более мелких дел (прочитать 10 страниц книги, вынести мусор, позвонить бабушке и т. п.). Составлять такой план лучше с вечера, чтобы ребенок утром его перечитал и представлял, какие дела его ждут в течение дня.

Сначала пишите планы вместе, а когда ребенок привыкнет к этому, то ваша задача будет лишь напоминать, причем делать это дружеским тоном: «Давай посмотрим, что ждет тебя завтра!» Только, пожалуйста, удержитесь от соблазна упрекать ребенка в забывчивости: «Ты что, опять забыл? А план тебе на что?» Так вы отобьете все желание планировать. А нам это не нужно, сами понимаете.

Лайфхак. C первоклашками или очень творческими детьми можно дела рисовать, а не записывать: например, карточка с игрушками может обозначать, что ребенку нужно убрать лего и кукол, а карточка с книгами — что пришла пора почитать.

3. Мотивируйте ребенка

Покажите, что и для вас составление списка дел — важная задача. Невзначай покажите ребенку свой ежедневник (вы ведь уже ведете его?). За каждое выполненное задание ставьте галочку — наглядность очень мотивирует. Договоритесь, что закажете пиццу или сходите в развлекательный центр, когда наберете определенное количество галочек.

Если говорить о нашем опыте, то план есть и у меня, и у сына. Конечно, в плане нет пунктов «пообедать», «умыться», «поиграть» и т. п. Но вот главные мероприятия и дела дня в планах всегда присутствуют.

4. Научите ребенка определять приоритеты

Важно, чтобы он понимал: есть задачи, которые требуют большего внимания и/или времени, а есть те, которые и выполняются легче, и времени займут совсем немного. Поэтому в списке дел лучше всего отмечать другим цветом самые важные дела, которые нужно сделать первыми. Иными словами, правило «Сделал дело — гуляй смело» никто не отменял 😉

5. «Ешьте лягушек» вместе

В тайм-менеджменте есть такое понятие, как «лягушка». Об этом подробно рассказывает гуру отечественного тайм-менеджмента Глеб Архангельский в бестселлере «Тайм-драйв». Если кратко, то «лягушками» называют неприятные и нелюбимые дела, выполнение которых откладывается до последнего момента. Чтобы не давать ребенку прокрастинировать, помогите ему «съесть лягушку»: узнайте, почему ему не нравится конкретное дело, спросите, чем можете помочь (и помогите!).

И кстати, «лягушек» лучше есть по утрам. Сделал сложное и неприятное дело — и оно не висит над тобой целый день дамокловым мечом.

6. Дробите сложные задачи

Чем сложнее задача, тем непосильнее она кажется. И это касается не только детей, но и взрослых (вспомните, как трудно приступить к новому большому рабочему проекту!). Помогите ребенку разделить объемную сложную задачу на несколько небольших, с которыми ему легче будет справиться. При этом более мелкие задачи должны быть очень четкими и конкретными.


Например, я не прошу своего ребенка «много читать» — такая задача абстрактна и не имеет точных границ, которые удовлетворяли бы и меня, и его. Вместо этого мы договорились, что каждый месяц будем прочитывать минимум четыре книги. А это одна книга в неделю, или 20–30 страниц (в зависимости от объема книги) ежедневно. Что получаем в итоге? 52 книги за год — этим может похвастаться далеко не каждый взрослый.

7. Кто хорошо работает, тот хорошо… Нет, не ест, а отдыхает!

Разные виды деятельности должны ритмично сменять друг друга. Провел полчаса за уроками — значит, пришло время побегать на улице.

Перерывы на отдых устраивайте каждые 25 минут, даже если кажется, что ребенок не устал. При таком раскладе эффективность выполнения любых задач будет гораздо выше, чем в привычном для многих случае «Учи уроки до посинения и не выходи из-за стола, пока все не сделаешь».

8. Прививайте ребенку проактивный подход к жизни

Что это значит? То, что мы учим ребенка быть не только наблюдателем, но и деятелем, учим не только реагировать на происходящие события, но и самостоятельно планировать свою жизнь.

Приведу пример: чтобы окончить школу с медалью, нужно не «вообще учиться», а определять приоритеты, выбирая наиболее проблемные на данный момент направления. Можно составить таблицу текущих оценок. Если по всем дисциплинам стоят пятерки, а по алгебре четверки, то нацеливать усилия нужно именно на этот предмет. Проблема решена? Отлично, ищем, к чему теперь нужно приложить силы (и прикладываем, разумеется).

9. Никакого навязывания

Дети, особенно в школьном возрасте, очень любят взрослые лайфхаки. Поэтому идея введения тайм-менеджмента обычно воспринимается на ура. Однако хочу вас предупредить: не переусердствуйте. Не навязывайте ребенку новые привычки и уж ни в коем случае не ругайте, если что-то пошло не так. Гораздо полезнее идти путем договоренностей, может, даже выполнять задачи на спор. И тогда тайм-менеджмент станет тем инструментом, который не только помогает эффективно использовать свое время и достигать любых целей, но и сплачивает семью, делая ее одной командой.

И еще несколько слов. При правильном и аккуратном использовании тайм-менеджмент научит ребенка копить победы, а не поражения, ставить собственные цели, достигать их и получать удовольствие от жизни. А вообще внимательно наблюдайте за детьми и отмечайте, что им важно и интересно в определенный момент жизни. Старайтесь заметить искру до того, как она потухнет, не подпитанная родительской поддержкой.

И добавлю еще пару слов, пока не перейдем к следующей теме. Детство — это реальная жизнь, а не подготовка к ней. В школьные годы ребенку нужно не только освоить ту или иную сферу человеческого знания. Перед ним стоит куда более сложная и интересная задача: научиться жить в гармонии с самим собой и окружающим миром. А еще видеть, как много вокруг возможностей и дорог, по которым можно идти. Вам близок такой подход к родительству?

Лето — отдыхать или учиться?

На этот вопрос я обычно отвечаю так: «Учиться, отдыхая!» То, что во время отдыха нельзя учиться, — не более чем стереотип. «Летние» знания могут быть такими же прочными, как и те, что получены во время «официального» учебного года. Семьи, опробовавшие семейное образование, об этом хорошо знают. По моему мнению, учебный процесс в образовательных учреждениях построен нелогично. Конечно, в разных странах каникулярное время рассчитывается по-разному (в Японии, к примеру, школьники отдыхают только один месяц в году), но в России дети, как правило, учатся девять месяцев (с недельными каникулами), а три летних месяца отдыхают от школы.

А теперь ответьте на вопрос: часто ли вам приходилось слышать в начале сентября от педагогов, тренеров и других родителей, что дети «все забыли за лето»? Я слышу такие высказывания каждый год. Школьная программа построена таким образом, что весь сентябрь учащиеся занимаются повторением изученного в предыдущем классе (откройте учебник за любой класс по любому предмету: первый раздел так и называется — «Повторение»), а в мае обобщают пройденное. Таким образом, огромный объем учебного материала приходится осваивать всего за семь месяцев в году — простая арифметика. Не потому ли многим школьная программа (повторюсь, рассчитанная не на отличников, а на середнячков) кажется такой сложной?

На семейном обучении дети избавлены от этого ограничения. Учиться можно круглый год, затрачивая при этом гораздо меньше усилий. Мы с сыном, например, и летом не прекращали заниматься. Листать учебники на приморском бульваре или пляже оказалось ни с чем не сравнимым удовольствием. Конечно, интенсивность занятий заметно снижалась во время путешествий и из-за длительных ежедневных прогулок, но найти 15–30 минут даже в летний день не представляет особой сложности. К слову, для лета мы оставили необходимый нам минимум: шахматные задачи, приложения по иностранному языку и немного заданий по русскому языку и математике.

Что получаем в итоге? Первый осенний месяц перестает быть ежегодным стрессом, ребенок с легкостью принимается за новый материал без необходимости судорожно вспоминать, что проходили почти четыре месяца назад. Обучение при таком подходе становится не проблемой, а интересной и довольно простой задачей.

7 мнений психологов о домашнем обучении

Современные родители все чаще задумываются о том, чтобы не отдавать своих детей в классическую школу. Среди самых популярных вариантов альтернативного образования — семейное обучение. Эксперт «О!» психолог Анна Скавитина поговорила об этом формате получения знаний с коллегами.

Все чаще ко мне приходят родители с вопросом: «Что вы думаете про домашнее обучение?» Современные мамы и папы не хотят отдавать ребёнка в школу по целому ряду причин: не доверяют государственным образовательным учреждениям; школа не соответствует их родительской идеологии; хорошая школа стоит слишком дорого, дома можно дать похожее, но дешевле; ребёнок слишком не подходящий для школы; рядом с домом нет хорошей школы, а переезжать или возить ребенка два часа по пробкам семья не готова; из-за собственной детского травмирующего опыта.

«Что же вас останавливает?» — обычно спрашиваю я. Обычно родители опасаются сложностей с социализацией у ребёнка. Но прежде чем разбираться с социализацией, давайте определимся, что такое домашнее обучение и семейное образование. Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» среднее образование ребенком может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, то есть в форме семейного образования и самообразования. Семейное образование — форма обучения, предусмотренная законодательством Российской Федерации. Домашнее обучение — процесс получения семейного образования. По закону вы имеете право отправить ребёнка учиться в школу или учить его самостоятельно и ежегодно сдавать аттестации. Выбор за вами. Какое-то время назад родителям, обучающим ребёнка вне школы, даже были положены денежные компенсации за самостоятельное обучение. Теперь эту инициативу упразднили.

Есть много причин, по которым родители решают выбрать семейное обучение, но не все понимают, что основная нагрузка и ответственность, связанная с образованием ребёнка, который учится дома, перекладывается на родителей, а не делится между семьей и школой.

Есть родители, которые точно знают, какое образование они хотят для своего ребёнка. Они выдумывают творческие методы, личные способы обучения разным наукам, общаются с такими же энтузиастами, по сути придумывают собственную методику образования. Кстати, часть авторских школ так и возникла — в процессе обучения детей авторов. Родители другого типа готовы просто дублировать традиционную школьную систему дома, ничего в ней особенно не меняя. Это, конечно, более простой путь, но мотивация к обучению у таких детей будет сильно отличаться от ребят, занимающихся с родителями первого типа. Догадайтесь, у кого она выше.

Если вы решаетесь взять на себя ответственность за домашнее обучение своего ребёнка, но боитесь только за социализацию, то, поверьте, это не самая большая проблема. Социализация — это освоение навыков поведения и выстраивания отношений в обществе, которая берет начало от взаимоотношений в семье, с мамой и папой, и продолжается в более или менее постоянной компании сверстников. Наличие вот этой компании сверстников вам и предстоит организовать. Коллектив, где ребёнок сможет попробовать разные социальные роли, побыть лидером или потерпеть неудачу в этой роли, поссориться и помириться, научиться искать компромиссы. Если у родителей есть много друзей с детьми, семьи регулярно встречаются и организуют совместный досуг, вместе осваивают мир и отправляются в путешествия, то социализация будет проходить успешно. Есть много клубов, групп поддержки, мастер-классов, школ выходного дня и семейных лагерей, где можно найти друзей по интересам не только детям, но и мамам и папам. Конечно, такой тип социализации вряд ли научит ребенка подчиняться, строго следовать заданным правилам, иногда делать не то, что тебе интересно, преодолевать себя. С одной стороны, без этого можно прожить в современном обществе, с другой — можно подумать, как освоить эти навыки, если вы считаете их необходимыми.

Давайте послушаем мнения разных психологов, непосредственно имеющих дело с детьми, находящимися на семейном образовании, и их родителями: в чем они видят достоинства и проблемы домашнего обучения.

Семейное образование — это отличная возможность получать качественное образование, минимизируя усилия на дорогу и организационные вопросы. Сейчас много площадок, помогающих организовать обучение. Ребенок может осваивать новые профессии, слушать курсы на зарубежных образовательных сервисах. Часто в Москве ребенок тратит больше двух часов в день на дорогу в школу и обратно, семьи нанимают водителей, нянь или школьник с довольно раннего возраста вынужден передвигаться самостоятельно на метро (и опасно, и тяжело). За пределами Москвы хороших школ в округе, по мнению родителей, часто просто нет. Многие семьи выбирают семейное обучение не по идеологическим причинам, а просто от того, что лучших вариантов рядом нет. Ищут дистанционные курсы и обучение. Для огромного количества детей — это единственная возможность научиться решать задачи, например, олимпиадного уровня, если у детей есть к этому способности.

Основной минус для меня в семейном обучении детей младшего возраста — вопрос «хранения ребенка». Все-таки обучение из дома предполагает, что есть член семьи (или няня), готовый проводить с ним весь день. Эта проблема частично снимается, если в семье есть младшие дети, из-за которых мама все равно остается дома.

Елена Трушина, клинический психолог, психолог домашней школы и экстерната «Фоксфорда»

Работая в школе, наблюдаю разный опыт с детьми, которые были на домашнем или семейном обучении. Вариантов существенно больше, перечислю только основные:

  • Дети, оказавшиеся на семейном обучении из-за того, что их родители сами не смогли адаптироваться к требованиям школы или учителя. Чаще всего представления родителей о том, что хорошо для их ребёнка и как его надо обучать, кардинально расходятся с тем, что может дать массовая школа. Такие родители поначалу пытаются научить педагога общаться с их ребёнком, затем конфликтуют, обесценивают и в итоге приходят к семейному образованию. Есть родители, которые периодически делают попытки все-таки водить ребёнка в школу, и дальше существует два варианта: одним это все-таки удаётся, они находят подходящего учителя или меняют свои представления об образовательном маршруте ребёнка. Как правило, таким родителям сложно даётся сам процесс ритмичного обучения, они выдыхаются. Другие втягиваются в роль учителя для своих детей и пытаются вернуться в школу с целью социализации ребёнка уже по окончании начальных классов. Они все ещё ждут от школы и педагогов больше, чем они могут дать, критикуют образовательный процесс в присутствии детей, и все это приводит к трудностям адаптации, вплоть до невозможности влиться и выстроить отношения с одноклассниками и учителями, а они, в свою очередь, уже к возврату на семейное обучение.
  • Дети, которые много времени посвящают занятиям спортом, музыкой и другими активностями, вынужденные пропускать школу из-за соревнований, конкурсов и так далее. Они находят в семейном образовании возможность учиться в собственном ритме, более или менее интенсивно, регулируя степень погружения в предмет, исходя из собственных мотивов: нужен/не нужен, интересен/не интересен, увлекает/не увлекает, только чтобы сдать/знать глубже. Успешно учатся те дети, которые к моменту ухода на семейное обучение умеют самоорганизоваться, научены учиться, у них хорошо развиты волевые качества и мыслительные способности. Родители контролируют, но дети больше учатся самостоятельно. Если навыки самоорганизации, самоконтроля развиты недостаточно, родителям приходится трудиться вместе с ребёнком, чаще всего они быстро выдыхаются и возвращаются в школу.
  • Дети, которые оказываются на домашнем обучении по состоянию здоровья. У всех очень разный опыт. Есть ученики, которым хорошо, и они хотели бы продолжать учиться дома, поскольку школьная социализация отнимает у них слишком много сил. Среди них нередко встречаются те, кто уже мог бы вернуться в школу, но как только начинают в неё ходить, сваливаются в бесконечные недомогания, ОРВИ, и родители снова задумываются о домашнем обучении. А есть дети, для которых отсутствие организующей школьной среды и коллектива невыносимо, и они стремятся поскорее вернуться в школу. Родителям таких ребят часто трудно организовать учебный день школьника дома, а редких визитов учителей недостаточно для того, чтобы он качественно осваивал программу.

Ольга Трухина, аналитический психолог, клинический психолог, педагог-психолог ОАНО «Свободная школа», работающей по вальдорфской методике

Как психолог, я наблюдаю много детей, которые находятся на домашнем обучении. Для некоторых из них — это выход, настоящее спасение. Категория ребят, которым я бы рекомендовала домашнее обучение — это талантливые дети, те, кому в условиях обычного среднего образования тесно и скучно. Если, например, они одарены музыкальным или художественным талантом, то родители часто решают не тратить время на совершенно ненужные и неинтересные предметы, но при этом должны обеспечить достойный уровень знаний в домашних условиях. Я наблюдала семью с 4 детьми, где каждый шёл по своей уникальной программе и каждый был в чем-то особенно талантлив: кто-то учил пять иностранных языков, кто-то играл на нескольких музыкальных инструментах, кто-то был спортсменом, кто-то — молодым одаренным программистом. Это огромная работа со стороны родителей и, конечно, очень большие деньги.

Вторая категория детей на домашнем обучении — это, как правило, ребята, имеющие физические или психологические ограничения здоровья. Для некоторых детей обычная школа — это источник постоянного стресса и ретравматизации, даже для психически устойчивого ребёнка ситуация травли со стороны ровесников или резкое уничижительное отношение со стороны учителей может сильно ударить по самооценке и явиться причиной развития психологических проблем. Но что бы ни стояло за выбором домашнего обучения, это может вызвать сложности с социализацией и развитием социального интеллекта. Стоит взвесить все «за» и «против» такой формы обучения.

Каждая Леди должна знать:  Пирог с бананами и яблоками из слоеного и дрожжевого теста

Евгения Чмутова, детский и подростковый психолог, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии, КБТ-терапевт

Клуб, с которым я работаю, основывается на принципах гуманной педагогики. Программа у нас пока рассчитана только для начальной школы, большинство уроков проходит в игровой форме, с большим количеством экспериментирования и интерактива. Детям, которые уже вкусили «обычной» школы, поначалу непросто, нелегко и нам с ними: как это так, сидеть часть уроков не за партами, а на полу, например?! Неужели можно не делать то, что я не хочу? А если я тогда ничего не хочу, что будет? Им трудно почувствовать границы, когда нет принуждения, наказаний, жёсткости. Поэтому много сил тратится на то, чтобы помочь ребенку почувствовать, что учиться может быть интересно.

Есть дети, родители которых не согласны с существующей системой образования, у них много требований и тревог, передать ответственность за обучение ребенка им трудно, соответственно, трудно и детям. Есть ребята с особенностями, которым трудно в обычной школе — там они попадали в коррекционные классы, но не из-за интеллектуальных способностей, а из-за поведения. И в этом месте им как раз хорошо, потому что детей немного, взрослых на них достаточно, кроме школьной программы есть куча кружков по интересам. Часто попадают в клуб дети, которым в обычной школе трудно из-за агрессивности и других поведенческих проблем. Они могут получить больше помощи и шансов успешно социализироваться, но педагогическому коллективу приходится прилагать массу усилий и для работы с этими детьми, и для того чтобы сгладить отношение родителей других учеников.

Нина Шкилева, аналитический детский психолог

Дочь переходила на домашнее обучение в 9 классе. Она сама так решила. До этого училась в Москве, потом в сельской школе. Для меня это было про проживание подросткового кризиса. Я, как психолог, считаю, что его вредно проживать на людях, в школе, по крайней мере мои дети, брали тайм-аут. Кроме того, не ходить в школу в 9 классе помогло ей исключить из жизни лишний мусор, связанный с подготовкой к ГИА. Дочь занималась абсолютно самостоятельно, сдавала аттестации, ГИА тоже легко написала на отлично. В отличие, кстати, от брата, посещавшего школу и завалившего экзамены. В 10 классе она снова решила ходить в школу.

Младший из сыновей с 3 по 5 класс был на домашнем обучении, а сейчас решил ходить в школу. Мы оба с ним очень скептически настроены в отношении образовательной программы. Я вот не вижу никакой разницы в обучении в школе и дома. Сын набирает знания, только когда сам заинтересуется. Сейчас на домашнем образовании у нас внук. Он очень хотел учиться, но столкнувшись вплотную с программой первого класса, разочаровался. Уже говорит, что ненавидит уроки.

Мои выводы: если пытаться впихивать в ребёнка школьную программу, то всё равно — дома или в школе. Но в школе это хотя бы делают чужие тёти, а тут самому своего ребёнка насиловать. Домашнее обучение — это хорошо, если вы хотите и готовы действительно дать человеку возможность получить образование. В школе очень много лишнего, причем и в воспитании, и в общении, и в обучении. Можно помочь ребенку сэкономить силы, если дома обстановка здоровее, ну, а вы сэкономите кучу денег и времени и нервов.

Юлия Жемчужникова, аналитический психолог, писатель, мама 7 детей

Я сама была на домашнем обучении год. Вспоминаю как ад и страшный сон. Со мной это случилось по состоянию здоровья, по-моему, в 6 классе. Очень тяжело было вливаться обратно в коллектив, а сидеть дома — уныло. Завидно было, все вместе идут из школы, а я — сама по себе. Правда, неприятные чувства только об этом. Читаю с ужасом про последователей домашнего обучения без веских на то причин. Вот настолько этот опыт был мне неприятен.

Анна Баришполец, детский нейропсихолог

Я была на семейном обучении со 2 по 5 класс. Это было самое лучшее время по эффективности и интересу к учебе!

Людмила Баранкова, арт-терапевт, психолог

Как видите, помимо социализации, есть ряд других сложностей в домашнем обучении. Я уважаю родителей, которые решаются на семейное образование для своих детей, но понимаю, что большинство из них идут на этот шаг не от хорошей жизни, а в силу обстоятельств, в поисках лучшей жизни. Возможно, современная ситуация, уже породившая множество разнообразных подходов к получению знаний, отходящая от традиционной, универсальной долгие сотни лет модели поурочной школьной системы, поможет разным детям и родителям найти свой вариант, подобрать каждому ребёнку индивидуальную образовательную траекторию.

Что такое домашнее обучение и как на него перейти

Ребёнок имеет право учиться дома не только по состоянию здоровья. И устроить это не так сложно, как кажется.

Уроки, перемены, домашние задания, строгий голос учителя. Сложно представить школьные годы без всего этого.

Но современные родители всё чаще выбирают аутскулинг, или обучение вне школьных стен. Официальная статистика по домашнему обучению в России не ведётся. По разным данным, дома учатся от 8 Мифы о домашнем обучении. Что нужно знать про семейное образование до 100 В России около 100 тысяч школьников перешли на дистанционное обучение тысяч детей. И с каждым годом их становится всё больше.

Что такое домашнее обучение

Согласно Федеральному закону Формы получения образования и формы обучения , учиться можно в организации, то есть в школе: очно, заочно и очно‑заочно. И вне учреждения: в форме семейного образования и самообразования.

Между этими группами есть принципиальное различие. Когда ребёнок получает образование в организации — будь то очная или заочная форма, школа несёт за него ответственность вместе с родителями. А если выбран вариант вне учреждения, все обязательства ложатся только на семью.


Термин «домашнее обучение» объединяет все формы, при которых ребёнок хотя бы часть времени учится вне школы.

Заочное обучение

Ребёнок не ходит в учреждение и занимается самостоятельно — с помощью онлайн‑ресурсов или частных репетиторов. При этом он числится учеником школы. Значит, нужно скрупулёзно следовать учебному плану, нельзя менять программу, разработанную на основе Федеральных государственных образовательных стандартов Федеральные государственные образовательные стандарты , или перескакивать через класс. И учебники лучше выбирать те, что предоставила библиотека. Аттестации проходят по графику, в школе или дистанционно.

Некоторые путают заочное обучение с его формой — дистанционным образованием.

В первом случае ребёнок получает знания своими силами, а школа контролирует и направляет его. Во втором с ним будут бесплатно заниматься школьные учителя — например, по Skype. Такое возможно, только если ученик серьёзно болен или физически не может посещать уроки.

Очно‑заочное обучение

Ребёнок приходит только на часть уроков, по выбору родителей, а остальное время занимается дома. Для него составляют индивидуальный учебный план, предполагающий, например, посещение школы три дня в неделю или присутствие только на уроках русского языка и математики. Аттестации нужно проходить в классе, вместе с другими детьми.

Если ребёнок тяжело болен, учителя иногда могут посещать его сами. Такой вариант называется надомным обучением, но практикуется редко и не считается отдельной формой обучения.

Семейное образование

Семья не водит ребёнка в школу и учит его своими силами. Программу выбирают родители. Они самостоятельно решают, по каким учебным пособиям и онлайн‑ресурсам будет заниматься ребёнок, могут записать его в образовательный центр или в альтернативную школу (Монтессори, вальдорфская и так далее) или нанять репетиторов. Правда, льгот, например на проезд, учащийся лишается. Аттестацию можно проходить очно — в школе — или дистанционно.

Разновидностью семейного образования можно считать анскулинг.

При этой форме обучения ребёнок не прикрепляется к школе и не следует программе, даже составленной родителями. Он читает книги, которые ему интересны, изучает окружающий мир, занимается творчеством. В России при выборе этой формы, скорее всего, возникнут сложности — общее образование (девять классов) у нас обязательно Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование .

Формулировки в законе довольно расплывчатые и в теории позволяют заниматься по своей программе, а учителям показываться только для того, чтобы сдать ОГЭ. Но на практике семьями, которые не прикрепили детей к школе, могут заинтересоваться органы опеки. К тому же таким ученикам сложно сдать итоговую аттестацию.

Самообразование

Ребёнок учится сам, без участия школы или родителей. Решение о переходе на такую форму обучения он тоже принимает самостоятельно, после 9‑го класса.

Кому подойдёт домашнее обучение

Поводов выбрать домашнее обучение может быть очень много. Вот некоторые из них:

  • Ученик отстаёт от программы или, наоборот, сильно её опережает.
  • У него сложности в общении со сверстниками. Или он просто застенчивый интроверт, которому куда комфортнее учиться одному.
  • Ребёнок пережил травлю и не хочет возвращаться в школу.
  • Он на профессиональном уровне занимается спортом или творчеством — снимается в кино, ездит на соревнования и конкурсы и так далее.
  • Ученик живёт там, где нет школ.
  • Семья много путешествует и долго не задерживается на одном месте.
  • У родителей есть собственное видение того, как и чему должен учиться ребёнок. И оно не совпадает с позицией школы.

Кому лучше не переходить на домашнее обучение

Домашнее обучение может показаться идиллией. Но на деле такой формат подойдёт не всем. Вот несколько причин воздержаться от этого:

  • Ребёнок нуждается в ежедневном общении со сверстниками, дома ему скучно, он плохо переносит изоляцию.
  • Учащийся очень неорганизован и без постоянного жёсткого контроля быстро расслабляется и отказывается что‑либо делать.
  • Оба родителя много работают, у них нет времени, чтобы заниматься с ребёнком — ведь при семейном образовании все функции учителя им придётся взять на себя. Если, конечно, они не готовы отдать крупную сумму за альтернативные школы или частные уроки.
  • У семьи не хватает сил, терпения и педагогических навыков, чтобы выстроить образовательный процесс дома.
  • У родителей финансовые трудности. Домашнее обучение обходится дороже, чем школьное, особенно если речь о семейном образовании.
  • У ребёнка нет подходящих условий для того, чтобы учиться вне школы. Например, маленькая жилплощадь, много разновозрастных братьев и сестёр, дома шумно и неспокойно.

Как перейти на заочное или очно‑заочное обучение

1. Проинформируйте администрацию школы

Нужно написать заявление о переводе ребёнка на заочную или очно‑заочную форму обучения.

Лучше сделать это перед началом учебного года — чтобы директор успел подготовиться, внести изменения в ведомости, проинформировать о вашем решении департамент образования. К сожалению, заочникам рады далеко не везде. Для учреждения это означает дополнительные трудности, ведь если школьник не сдаст аттестацию, отвечать придётся учителям и директору.

Закон Статья 17. Формы получения образования и формы обучения на стороне родителей — они могут выбрать любую форму обучения. Но многие семьи предпочитают не вступать в конфликт и перевести ребёнка в школу, которая относится к заочникам лояльно.

2. Изучите программу

Получите в школе учебный план и пособия, обучайте ребёнка дома, не отступая от программы. Если выбрана очно‑заочная форма, часть предметов осваивается в школе. Всё это нужно обговорить с администрацией.

3. Сдавайте аттестацию

В теории это можно сделать дистанционно, но на практике большинство школ такой возможности не предоставляет. Список организаций, в которых всё-таки разрешено писать контрольные работы и тесты дома, есть на портале альтернативного образования и в журнале «Семейное образование», а также в тематических родительских сообществах.

Как перейти на семейное образование

1. Оцените возможности

Обучение ребёнка дома — большая ответственность.

Придётся полностью взять на себя роли методиста, директора, школьного повара и психолога.

А возможно, и учителя. Правда, преподавать одновременно математику, химию и английский мало кому под силу, так что некоторые родители ищут репетиторов, обращаются в альтернативные или частные школы. Цены за услуги начинаются от нескольких тысяч рублей в месяц и стремятся в бесконечность, так что позволить себе это могут далеко не все.

Поэтому, перед тем как перевести ребёнка на семейную форму обучения, нужно взвесить все за и против и тщательно спланировать бюджет.

2. Изучите свои права

Это пригодится, если администрация школы будет противиться переводу ребёнка на семейное обучение или откажется принимать у него аттестацию.

Внимательно прочитайте Федеральный закон Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Особое внимание обратите на статьи 17, 33, 34, 58 и 63. Также не лишним будет ознакомиться с письмом Письмо Минобрнауки РФ № НТ‑1139/08 от 15.11.2013 г. «Об организации получения образования в семейной форме» Министерства образования и науки РФ «Об организации получения образования в семейной форме» и с региональными положениями о семейном образовании, в каждой области они свои.

3. Проинформируйте государство о своём выборе

В свободной форме напишите заявление о том, что хотите перевести ребёнка на семейное образование. Бумагу нужно предоставить Статья 63. Общее образование в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа.

4. Выберите школу для прикрепления

Возможно, на этом этапе придётся найти для ребёнка новую школу, даже частную — если прежняя отказывается идти навстречу, не помогает, настаивает на жёстком графике аттестаций и личном присутствии ученика.

Чтобы прикрепиться к школе, нужно связаться с администрацией, написать заявление и предоставить необходимые документы:

  • свидетельство о рождении или паспорт ребёнка;
  • паспорт одного из родителей или законного представителя;
  • справка о регистрации ребёнка по месту жительства — если он младше 14 лет;
  • СНИЛС ребёнка.

5. Составьте учебный план

В некоторых случаях школа может в этом помочь, но чаще родителям приходится всё делать самостоятельно.

Кроме того, на этом этапе нужно определиться, как вы видите обучение ребёнка. Сколько времени он может посвящать занятиям, должен ли изучать предметы по очереди или блоками? Ратуете ли вы за строгий подход или за более творческий? Исходя из этого и нужно составлять программу.

6. Обучайте ребёнка дома

Следуйте составленной программе, корректируйте её в зависимости от семейных обстоятельств, потребностей, настроения и состояния здоровья ребёнка. При необходимости обращайтесь к репетиторам, в частные школы и образовательные центры.

7. Сдавайте аттестации

По закону Письмо Минобрнауки РФ № НТ‑1139/08 от 15.11.2013 г. «Об организации получения образования в семейной форме» ученик не обязан проходить промежуточную аттестацию до 9‑го класса, но имеет на это право. Однако многие родители, как и центры семейного образования, считают, что тесты всё же нужны — чтобы оценить знания ребёнка и контролировать учебный процесс.

Аттестацию можно сдавать очно или дистанционно — это зависит от школы.

В первом случае ученик пишет контрольные работы в присутствии учителя. Во втором процесс проходит по‑разному. У некоторых частных школ есть собственные платформы, где ребёнок может сдать тесты онлайн. Или учитель выдаст задание, которое нужно выполнить дома перед включённой видеокамерой.

Аттестации проводят один или два раза в год — как решит школа и родители. Если ученик освоил программу быстрее, можно сдать все предметы раньше.

8. Позаботьтесь о социализации

Один из главных аргументов противников домашнего образования — это то, что ребёнок будет изолирован и недополучит необходимого общения со сверстниками. Аргумент отчасти справедливый: ученик не ходит на уроки, коммуницирует только с родителями и репетиторами. Но есть ряд нюансов.

Например, и в традиционных школах дети не всегда Teens Are Over Face‑to‑Face Communication, Study Says много играют и разговаривают, особенно с появлением смартфонов. К тому же потребности в общении у всех разные. Кто‑то готов болтать целый день, а другой, отучившись шесть уроков в окружении 30 одноклассников, чувствует себя абсолютно опустошённым.

Контактировать можно и нужно не только в школе.

Никто не отменял кружки, секции, детские лагеря, клубы по интересам, творческие и спортивные коллективы. Подумайте, куда можно отвести ребёнка и как вписать дополнительные занятия в его расписание.

Как перейти на самообразование

Как мы уже сказали выше, это можно сделать только после 9‑го класса. Для этого ребёнок должен самостоятельно написать заявление на имя директора школы.

Затем ученик осваивает программу 10‑го и 11‑го классов в удобном для него формате — прикрепившись к альтернативному учреждению или самостоятельно. А по завершении проходит промежуточную аттестацию за 11‑й класс, получает аттестат об окончании средней школы и сдаёт ЕГЭ.

Где найти информацию про домашнее обучение

Раньше российские родители, которые думали о переводе детей на домашнее обучение, оставались один на один с вопросами и проблемами. Но со временем появилось немало ресурсов, где можно найти информационную поддержку и материалы для занятий с ребёнком, а также узнать об опыте других семей или поделиться своим.

  • Центр поддержки семейного образования проводит вебинары об альтернативном образовании, консультирует родителей, помогает с аттестацией и составлением учебной программы.
  • Журнал «Семейное образование» пишет о теории и практике внешкольного получения знаний в России, проводит фестиваль свободного образования.
  • Ассоциация развития семейного образования (АРСО) консультирует родителей, проводит конференции, фестивали и вебинары. Также на сайте можно найти материалы об альтернативном обучении.
  • «Клуб поддержки семейного образования» (группа в Facebook) — площадка для обмена опытом и онлайн‑общения. Кроме того, здесь организуются офлайн‑встречи, совместные прогулки и походы в музеи.
  • «Домашнее обучение» (группа «ВКонтакте») — онлайн‑общение, статьи о внешкольном образовании, подборки полезных ресурсов.
  • Российская электронная школа — это полный школьный курс уроков. Бесплатный, государственный проект.
  • InternetUrok — бесплатные видеоуроки по основным школьным предметам за 1–11‑й классы.