Детские страхи как облегчить состояние ребенка


СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:

«Что делать, если у ребенка есть чувство страха?». Советы психолога родителям

Ткачева Татьяна
«Что делать, если у ребенка есть чувство страха?». Советы психолога родителям

СТРАНИЧКА ПСИХОЛОГА.

Детские страхи.

Каждый второй ребенок в том или ином возрасте испытывает страхи. Наиболее часто этому подвержены дети от двух до девяти лет. В этом возрасте ребенок уже многое видит и знает, но еще не все понимает, необузданная детская фантазия еще не сдерживается реальными представлениями о мире. Как и другие эмоциональные расстройства в этом возрасте, страхи скорее говорят о некотором преувеличении нормы в процессе развития, чем о чем-то аномальном.

Страх играет важную роль в процессе приспособления ребенка к его окружению. Чрезмерное оберегание формирует в нем впечатление, что он сам необыкновенно маленькое, слабое существо, а окружающий мир полон опасностей.

Также появлению чувства страха способствует и неуверенное, слишком уступчивое и нерешительное взрослое окружение, не обеспечивающее условий для развития у ребенка чувства достаточной защищенности.

Ребенок, ожидающий, что окружение должно его обезопасить, очень плохо переносит неопределенные ситуации, и при этом у него возникает ощущение опасности. Страх может быть позитивной эмоцией, если он:

Мобилизует силы ребенка для активной деятельности;

Выступает регулятором агрессивности и служит утверждением социального порядка;

Сдерживает проявления первичной биологической агрессии (страх перед наказанием);

Способствует запоминанию опасных или неприятных событий, чтобы впоследствии их избежать;

Обостряет все органы чувств, что позволяет видеть или даже чувствовать мельчайшие признаки опасности.

Однако страх может держать ребенка в постоянном напряжении, порождать неуверенность в себе, сковывать, а в выраженных случаях буквально парализовать активность; при длительном действии приобретать затяжной невротический характер.

Психологи делят страхи на две категории – возрастные и невротические.

Возрастным страхам подвержены практически все дети. Наиболее ярко они проявляются у эмоционально чувствительных дошкольников как отражение особенностей их психического и личностного развития. Причины возникновения таких страхов:

Наличие страхов у родных, большая часть которых передается неосознанно, (однако есть и внушаемые страхи: Баба Яга, гуси-лебеди и другие персонажи, которыми родители обычно запугивают детей, чтобы добиться послушания);

Тревожность в общении с ребенком;

Чрезмерное оберегание от опасности;

Большое количество запретов;

Многочисленные нереализуемые угрозы взрослых;

Психологическая травма: испуг, шок;

Нервно-психические перегрузки матери как следствие вынужденной подмены семейных ролей;

Конфликтные ситуации в семье и т. д.

Невротические страхи являются результатом длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений – нередко на фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов. При неврозах дети значительно чаще испытывают страхи перед одиночеством, темнотой и животными. Наличие многочисленных страхов при неврозах является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной самооценки, психологической защиты.

Чтобы помочь ребенку преодолеть страх, родителям необходимо понять, что за ним кроется. Надо присмотреться к ребенку, к себе, к ситуации в доме в целом. Следует критически осмыслить свои требования к ребенку, обратив внимание на то, не превышают ли родительские запросы реальные возможности ребенка, не слишком ли часто он оказывается в ситуации «тотального неуспеха». Родители должны всеми силами повысить чувство уверенности ребенка в себе, показать, как он силен, что может, приложив усилия, справиться с любой трудностью.

Если этого не делать, существующие у ребенка страхи дадут реальную пищу для его фантазий, которые со временем начнут действовать против него. Страхи увеличатся, станут более яркими и агрессивными, приведут к поведенческим нарушениям, что будет затруднять жизнь ребенку в окружении взрослых и сверстников, создаст проблемы в межличностном общении.

Советы родителям:

«Что делать, если у ребенка есть чувство страха

В семье родителям необходимо поддерживать благоприятную атмосферу, не выяснять в присутствии ребенка отношения с другими членами семьи.

В условиях домашней обстановки важно обеспечить ребенку безопасную среду, соблюдать режим, находить время для общения с ним.

Если у ребенка появляются страхи, то надо попытаться разными способами помочь ему их выразить. Для этого можно поговорить о них, нарисовать их, а потом уничтожить, разорвать, выбросить, посадить под замок и т. п.

Если ребенок испытывает страхи, необходимо быть особенно внимательными к нему, стараться поддерживать его в трудную минуту.

Полезно читать книжки или сочинять истории, в которых говорится о том, как герои преодолевают трудности и избегают опасностей.

Для позитивного самоощущения ребенка, особенно перед сном, можно придумать «ритуал прощания», который необходимо постоянно поддерживать. Это может быть чтение художественной литературы, придумывание сказок, отгадывание загадок, общий расслабляющий массаж тела и т. п.

Эффективным приемом в коррекции страхов является поддержка ребенка словами: «Я знаю, что ты боишься темноты, давай оставим дверь приоткрытой. Я буду в соседней комнате, и ты всегда сможешь позвать меня».

Ни при каких обстоятельствах нельзя стыдить ребенка за его испытываемый страх.

Необходимо контролировать, какие мультфильмы и телевизионные программы смотрит ребенок, в какие компьютерные игры он играет. Старайтесь не допускать просмотра передач, в которых есть сцены насилия.

Если у ребенка что-то не получается, не следует его ругать. Нужно попробовать сделать это совместно, учитывая его возможности.

В условиях семьи надо использовать единые требования в вопросах поощрения и наказания, быть последовательными в воспитании.

«Искусствотерапия» Искусство лечит. Творчество_такая же врожденная потребность,как еда и сон. Рисуя,дети избавляются от того. что их мучает,пугает:навязчивых.

Перспективный план работы с родителям (средняя группа) №п/п Сентябрь 1. Родительское собрание «Начало путешествий в страну знаний». Обсуждение единой системы требований в детском.

Детские страхи

Есть у Высоцкого песенка про нечистую силу. Там Соловей-разбойник с вампиром устроили «буйный пир», на котором «пили зелье в черепах». Все куплеты заканчиваются присказкой: «Стра-а-ашно, аж жуть!»

Конечно, страшно. Особенно если живо представить себе «зелье в черепах». Дети это умеют. Поэтому часто начинают боятся чего-то, а мы и не понимаем: с какого перепуга? Вот давайте и разберемся с какого. Чтобы страхи не остались с ребенком на всю жизнь и не испортили ее, доведя до невроза. Поможет нам в этом семейный и детский психолог Татьяна СЕМЕНКО.

Как бороться с детскими страхами

1. Страх непонятных персонажей

— Татьяна Григорьевна, почему ребенок вдруг начинает пугаться персонажей сказок, фильмов — тех же Соловья-разбойника, Бабу-ягу?

— Это могут быть последствия какого-то внушения. Например, бабушка много раз говорила внуку перед сном: вот придет Баба-яга и унесет тебя, если не будешь спать. А вскоре он видит по телевизору мультик: Баба-яга пихает в печь Иванушку. И ребенок уверен: ага, она существует, ее по телевизору показывают!

Как бороться. Можно похвалить ребенка: «Ты молодец, у тебя богатое воображение. Творческий человек! Может быть, будешь художником». Есть и такой вариант: с чудищем, которое пугает ребенка, надо. подружиться. Персонифицировать страх, то есть нарисовать монстра. И придумать ему какие-то хорошие качества.

Пример из практики. Был у меня на приеме 7-летний ребенок, у него — целый комплекс страхов. Они развивались на фоне нервозной обстановки в семье: все время скандалы, родители на грани развода.

Я попросила мальчика нарисовать свой страх. И он изобразил какой-то невнятный, но очень неприятный комок. Начали обсуждать: кто это такой? Какого возраста? Оказалось, такого же, как сам мальчик, лет семи. Тут мы его уже назвали не Страхом, а Страшком. «Почему он тебя пугает?» — спросила я. «Он создает шум, ветер, хочет на меня напасть». — «А почему он так себя ведет?» Слово за слово, оказалось, у Страшка тоже есть свои проблемы. У него в школе неприятности, с ребятами не очень ладит. У него плохое настроение, вот он и нагоняет тени, ветер. Страшок стал понятен мальчику. И боязнь вскоре ушла.

2. Страх темноты

— Очень распространенный страх. Но откуда он берется?

— Возможно, у ребенка возникло ощущение, что родители его могут бросить, уйти — скажем, в кино — и не вернуться, и он остается один. Страх темноты может быть спровоцирован разводом — например, уходом отца. В доме нет больше защитника, и теперь тут страшно. Мама ведь не такая грозная. Темнота — это неизвестность, ребенок не знает, что в ней может скрываться, и начинает беспокоиться.

Как бороться. Играйте в темноте — в жмурки, в поиски клада с фонариком, — чтобы ребенок видел, что именно тут, в этой темноте, находится. А ничего страшного, оказывается!

3. Ночные кошмары

— В чем причина повторяющихся кошмаров: ребенок видит какой-то сон и просыпается в ужасе?

— Это может быть страх, который внушили родители. Например, ребенку повторяют на ночь: «Придет серенький волчок и укусит за бочок. » Безобидно, да? А малышу уже снится этот волк, вот он приближается к кровати, серый, большой, зубастый. Другая причина — пережитые травмирующие ситуации — то, что в реальности ребенка напугало, а потом он видит это во сне. Например, большая собака нападает.

Как бороться. Если ребенок просит не выключать на ночь свет — поначалу так и делайте. И вообще не ругайте за страхи: так они только окрепнут. Поймите: все эти монстры существуют для детей на самом деле! Они яркие, настоящие. И не надо формировать у ребенка чувство вины за то, что он их боится. Надо интересоваться: что это за Страшок, который тебя преследует? Чем он живет? То есть вникать в детские проблемы и помогать с ними справиться.

4. Страх, навеянный действительностью

— Маленькая дочка моего коллеги как-то увидела по телевизору Ника Вуйчича, австралийского инвалида без рук и ног, который ездит по миру с лекциями о том, как прекрасна жизнь. И с тех пор ребенок стал бояться всех инвалидов на улице.

— Возможно, девочка воспринимает инвалидов как существ другой породы, неизвестной и опасной. А еще за этим страхом может скрываться боязнь самой стать беспомощным человеком, перестать быть нужной родителям.

Как бороться. На примере того же Вуйчича надо объяснить, что человек бывает не настолько ограничен, как может показаться. И что, возможно, он живет полноценнее, насыщеннее некоторых, у кого все органы на месте. Если причина в том, что ребенок сам боится стать инвалидом, что его бросят, родителям надо подчеркивать: мы будем любить тебя при любых обстоятельствах, просто за то, что ты есть.

5. Страх смерти

— Почему вдруг ребенок начинает бояться кукол или мертвых животных на улице?

— Сначала о мертвых животных: так может проявляться страх смерти.

Как бороться. Надо сделать так, чтобы этот страх, раз уж его все равно не избежать, был минимальным. Ни в коем случае не говорить: «Мы все умрем, поэтому отстань!» Надо учить ребенка переключаться: да, смерти не избежать, но посмотри, сколько всего хорошего в жизни. Когда мой сын видел такое и пугался, я переключала внимание на живых животных. Еще сказкотерапию можно попробовать: что жизнь не прекращается, а переходит в другую форму. Русалочка же не умерла, она стала дочерью воздуха. Какая-то капелька, упав с неба, перестает быть капелькой, но проникает в растение. Показать цикличность существования, которая отрицает конечность бытия.


Теперь о куклах. Ребенку в кукле может видеться какой-то воображаемый монстр. Тут я советую использовать защитные ритуалы (см. «Возьми на заметку»).

Важно! Но, возможно, причина страхов — в расстройствах психики, это неврозы и прочее. Тут — только к психиатрам.

Как помочь ребенку справиться с детскими страхами

Знакомая ситуация, когда ребёнок боится темноты, пустой комнаты, непонятного шума. Чаще боятся дети с двух до 8-9 лет, многого еще не знающие и не понимающие, поэтому домысливают самостоятельно. Страхи – это инстинкт уберечься, у малышей никак не связаны с опасностью, это фантазии. Сильные детские переживания, испытываемые часто, перерастают в невротические заболевания, проявляющиеся у взрослого человека.

Что лежит в основе детского страха

Испытывают страх чаще эмоциональные и чувствительные дети на фоне отношений с взрослыми членами семьи или возможного заболевания нервной системы.

  1. Если ребёнок испытал испуг и болевое ощущение, он боится повтора. Ухудшается состояние в том случае, если от взрослых исходят частые напоминания.
  2. Ограждение от самостоятельности запугиванием или запретами.
  3. Услышанный разговор о смерти, убийстве, пожаре или увиденное действие на экране.
  4. Семейные ссоры, если малыш понимает, что он – причина конфликта.
  5. Нет контакта с детьми, отсутствие друзей.
  6. Родители запугивают Бабайками и страшилками.
  7. Излишнее беспокойство мамы с папой.
  8. Агрессивные, часто наказывающие, родители.
  9. Психическое заболевание.

На создание благоприятных условий для детских страхов влияет также:

  • когда мама в семье главная, и/или если она рано заканчивает декретный отпуск;
  • если малыш в неполной семье или единственный ребёнок;
  • родители старше 35-40 лет.

Не последнюю роль играет какой-либо конфликт или стрессовая ситуация, когда мама была беременной.

Симптомы страха в зависимости от возраста

Условно по возрасту можно разделить так:

  • 0-6 месяцев: вздрагивание, запрокидывание рук, общее напряжение, беспокойство, плач.
  • С 8 месяцев до полутора лет детки боятся чужого человека.
  • С 7 месяцев до 3-х лет: беспокойство, если рядом нет мамы.
  • С 2-х лет пугают высота, боль, резкие звуки. А также огонь, одиночество, чужая собака, движущаяся машина.
  • В 3 года дети боятся наказаний за поступки, нелюбви родителей.
  • 4-х летних малышей продолжает пугать боль, темнота, открытое или замкнутое пространство, осуждение взрослым. Кроме этого пугают сказочные, вымышленные существа.
  • 6-летки боятся заболеть, попасть в аварию, катастрофу и умереть.
  • Младшие школьники и подростки испытывают страх за получение отрицательных отметок, публичного выступления, осмеяния, осуждения, отвержения.

Боязнь ребёнка видно по изменившимся поведению и эмоциям. Он проявляет тревожность, часто плачет, избегает страшного объекта или ситуации. Сон становится беспокойным, дочь или сын плохо ест. Чувство страха даже вызывает боль в сердце, мышцах, суставах, или болит голова.

Как помочь в избавлении от страха

Родители поступают неправильно, когда говорят мальчику, что мужчины ничего не боятся. При правильном и здоровом развитии боязнь в меру – это нормально, в 16 лет страхов уже нет.

Советы при частых страхах у пугливых детей:

  1. Избегать наказаний за боязнь.
  2. Не смеяться и не говорить, что малыш притворяется, не называть страх глупостью.
  3. Нельзя заставить насильно сделать то, чего ребёнку сделать страшно.
  4. Запретить просмотр страшных фильмов и чтение книг.

Почему возникают невротические страхи, требующие лечения:

  • Под влиянием психического потрясения, жестокости, травмах, тревожности взрослых, семейных ссор;
  • Ситуация, вызвавшая ужас вместо страха;
  • Затяжной страх, который нарушил состояние организма;
  • Упорное уклонение от ситуаций, вызывающих боязнь.

Чувствуя страх, ребёнок думает, что это опасность. Взрослые настойчивыми расспросами о причине только обостряют и закрепляют проблему.

Стоит дождаться добровольного рассказа или узнать наводящими вопросами. Выслушав, успокоить и объяснить, что мама рядом, его любят и защитят. А малыш, после выплёскивания эмоций, быстрее успокоится.

Помощники – дополнительные защитники: любимые игрушки, детское оружие, одеяло, фонарик. Стоит научить правилам, объяснив, что они помогают.

Совместное чтение и просмотр мультиков, где страх становится вымыслом. Помогает справиться с боязнью придумывание сказок с превращениями злого персонажа в доброе существо. Рисуйте с ребёнком страх, уничтожьте его.

Вовремя укладывайте ребёнка спать, сопровождая придуманным ритуалом – чтение перед сном, укладывание игрушек или другое.

Малыш, заранее подготовленный к посещению детского сада или дошкольник к учёбе в школе, не испугаются нового общества и обстановки.

Труднее справиться с собственными страхами и не показывать их сыну или дочке. Если ребёнок видит, что нет ничего страшного, то и не будет бояться.

Справиться с боязнью посещения доктора поможет игра в больницу, а не бояться темноты – игра в разведчика. Чаще хвалите за смелость и сообразительность.

Беспокоить должны ситуации со страхом после 10-летнего возраста. Это предпосылки к тяжёлым неврозам, возможная наркомания и алкоголизм с возрастом.

Каждая Леди должна знать:  Советы на декабрь - гороскоп, прогноз, декабрь, предсказание, месяц

Диагностирование

Детские психологи, психотерапевты, психиатры определяют силу страха после того, как познакомятся и установят контакт с ребёнком. Малыш в ходе беседы рассказывает о переживаниях и о том, когда они появляются. Подростки самостоятельно заполняют опросные листы.

Часто психологами применяется рисование, как тест или выслушивание отношения к героям сказки или рассказа.

Как лечатся детские страхи

Вылечить невроз помогает домашняя обстановка, создание ощущения покоя, безопасность.

С ребёнком работают психотерапевты, психологи и психиатры методами, направленными на устранение негативных эмоций – беспокойства, тревоги, боязни. Например, сказкотерапия, рисование, лепка страха и его уничтожение.

Доктор встречается с родителями, выясняет причины детского страха, внутрисемейные отношения. Беседует по методам воспитания малыша и корректирует поведение взрослых.

По необходимости назначаются лекарственные средства в виде анксиолитиков и седативных препаратов.

Профилактические меры

Избежать устойчивых проявлений боязни у ребёнка помогут правила:

  1. Обеспечьте малышу достаточное время для прогулок, творчества. Не запрещайте общаться с друзьями.
  2. Не стоит пугать дядькам, милиционерами, волком, Бабаем.
  3. Чаще организуйте семейные добрые игры, будьте ребёнку другом.
  4. Перед сном успокоить, показать, как любите малыша, устранить обиды.
  5. Стараться кормить за 1,5-2 ч до сна.
  6. Ни под каким предлогом не закрывать в незнакомое темное помещение.
  7. Доверять друг другу, не применять физическую силу, скрывать собственный страх.

Изначально в идеале нельзя планировать беременность на время экзаменов, защиты диссертации или диплома.

Борьба с детскими страхами

Как реагировать на страхи детей

Родителям очень важно знать, что проявление страхов у ребенка — это нормально и практически неизбежно, так как малыши прекрасно осознают, что они намного слабее любого взрослого, зависимы от окружающих и ситуации. Страх — это здоровая реакция на существующую или потенциальную угрозу, это механизм психологической защиты личности

В природе не бывает абсолютно бесстрашных людей, есть люди, умеющие хорошо скрывать свои страхи. Страх всегда субъективен, и если вы совершенно не боитесь пробегающую мимо собаку, то это вовсе не значит, что ее не боится тот, кто находится рядом с вами. Гендерных различий в проявлении чувства страха не существует. Боятся в равной степени и мальчики, и девочки. Страх смерти у ребенка-дошкольника является абсолютно нормальной линией развития и необходимым процессом. В процессе ориентировки в окружающем мире ребенку просто необходимо осознать и переработать такие темы, как появление человека на свет и его уход из жизни. Как же реагировать на страхи детей?

Ни в коем случае не ругайте и не стыдите ребенка за проявленное чувство страха! Это никак не поможет ему избавиться от страха, малыш почувствует себя еще более беспомощным и «плохим», страх будет загнан внутрь, чтобы, упаси боже, не показать его вам.
Бесполезно разубеждать ребенка, объясняя, то бояться нечего, ведь он УЖЕ боится. Стоит поддержать ребенка, сказав ему «я рядом, я с тобой». Принять и поддержать его, как можно мягче отреагировать на проявление страха — весьма результативное решение по сравнению с упреками и чтением морали.
Когда малышу страшно, лучше всего быть рядом с ним, расспросить его подробно, чего именно он боится, что может случиться и совместно придумать способы решения проблемы.
Побороть страх усилием воли практически невозможно, страх можно пережить. Поэтому бесполезно ставить себя ребенку в пример, говоря ему: «Посмотри на меня, я же не боюсь». Конечно, вы — большой и сильный, естественно, вам куда легче не бояться. Правильнее донести до ребенка, что вы не боитесь, вы взрослый и сможете защитить его. Страх можно пережить тогда, когда есть на кого опереться.
Если у ребенка ночные страхи (страх темноты, засыпания, тревожные сны и т.п.), то имеет смысл организовать успокаивающие ритуалы перед отходом в кровать. Спокойные игры, доброе родительское отношение, теплая ванна и нежные поглаживания по спине обязательно успокоят встревоженного малыша и настроят на спокойный сон.
Не следует избегать в разговоре тем, которые пугают ребенка. Если малыш хочет с вами поговорить о своих страхах, отнеситесь с пониманием и ни в коем случае не переносите разговор на другое время, как бы заняты вы не были

Проговаривать страхи очень важно: когда есть с кем разделить тревогу и страх, они становятся менее выраженными и исчезают намного быстрее!
Малыши очень часто рисуют и проигрывают свои страхи. Такие методы позволяют эмоционально отреагировать и пережить в игровой форме волнующую ситуацию

Вы можете спросить ребенка о его рисунках или игре, но если он не желает рассказывать, настаивать не надо. Ни в коем случае не высмеивайте и не критикуйте его действия.

Ночные страхи у детей

Симптомы

Ребенок, который сладко спал еще минуту назад, заходится от душераздирающего крика. Мама застает свою кроху всю в слезах с широко открытыми глазами, полными ужаса. При этом он не реагирует на обращение, любые слова успокоения, размахивает руками, пытается куда-то бежать. А спустя несколько минут, как ни в чем не бывало, засыпает. Наутро ничего не помнит о происшедшем.

Любого взрослого могут напугать ночные страхи у детей. Это эпизоды с переживанием ужаса, которые сопровождаются криком и паникой.


Ночные страхи – это дисбаланс, вызванный перевозбуждением или усталостью. Появляются страхи в течение первых 2-х часов сна и считаются частью естественного процесса роста для детей до 6-7 лет.

Как помочь

Ночные страхи с возрастом проходят, но родители могут облегчить своему ребенку жизнь, воспользовавшись следующими рекомендациями:

  1. Сохранять спокойствие. Это распространенное особенно у детей 3-5 лет явление только со стороны все кажется ужасным.
  2. Быть рядом, пока все не кончится. Задача взрослого – обезопасить ребенка, чтобы во время приступа, размахивая руками, пытаться бежать, ребенок не причинил себе травму.
  3. Не вспоминать о ночном происшествии, чтобы не огорчать. Дети часто чувствуют неловкость из-за потери контроля над собой.
  4. Можно предостеречь от приступа ночных страхов пробуждением. Если периодически ребенок страдает от ночных страхов, можно через 30 минут после того, как уснет, попытаться разбудить, избежав нового приступа.
  5. Позаботиться о том, чтобы ребенок хорошо высыпался, увеличив время сна. Маленькому ребенку до 3 лет следует обеспечить дневной сон.
  6. Следить, чтобы ребенок не слишком уставал за день. Детей 7-10 лет, которые отказываются от дневного сна, следует раньше укладывать спать или дать с утра поспать подольше.
  7. Должна быть тесная эмоциональная связь и плодотворное общение между родителями и детьми. Обсудите причины беспокойства. Как только ребенок проговорит об этом, поймет, что нет повода бояться.

Детские страхи

Что такое детские страхи: повод для серьезного беспокойства или просто детские капризы, выдумки детей в попытке обратить на себя внимание взрослых?
На этот вопрос нам и предстоит ответить. И давайте попробуем отнестись к проблеме серьезно: понять причины детских страхов — значит помочь нашим детям избавиться от них.
Большинство взрослых, как это ни странно, считает детские страхи выдумками малышей, их капризами и не уделяет им должного внимания

«Не выдумывай! — говорит ребенку рационально мыслящий отец. — Никаких Бармалеев в природе не существует, поэтому немедленно ложись спать и закрывай глаза!»
И неудивительно, что после таких слов страх у ребенка не только не исчезает, но и усиливается, а постоянное ожидание того, что сейчас в комнате появится злой Бармалей, может привести к хроническому нарушению сна и даже к неврозам.

Почему и в каком возрасте дети начинают бояться смерти

В первые годы жизни такое понятие, как «смерть» не вызывает интереса ребенка. Все окружающие объекты он воспринимает постоянными. Но со временем малыш получает представления о времени, пространстве и приходит к осознанию того, что любая жизнь имеет начало и конец. Это открытие ошеломляет формирующееся сознание, и ребенок начинает очень переживать за себя и своих родных, появляется устойчивая боязнь.

У каждого малыша этот страх выражен в большей или меньшей степени. Причиной сильной боязни смерти зачастую является потеря одного из родителей или другого очень близкого человека. Кроме того, такой фобии нередко подвержены часто болеющие, излишне эмоциональные и впечатлительные малыши, а также ребята, которые воспитываются в неполной семье. Что касается половых различий, то девочки испытывают боязнь чаще, чем мальчики.

Конечно, есть дети, которые вообще не страшатся смерти. Часто причиной тому является то, что родители создают вокруг малыша искусственный мирок, оберегая его от малейших потрясений. Однако из таких ребят зачастую вырастают равнодушные эгоисты, которые не тревожатся ни за кого. Отсутствие переживаний по поводу смерти в то же время отмечается у детей хронических алкоголиков и обусловлено их низкой эмоциональной чувствительностью, неустойчивостью интересов и чувств.

Боязнь смерти не является отклонением, а, напротив, свидетельствует о нормальном развитии психики ребенка. Этот страх малышу предстоит осознать и пережить. Если же он не перерабатывается, а загоняется внутрь сознания, то мучает ребенка долгие годы, соединяясь с другими фобиями и мешая полноценному общению.

В пятилетнем возрасте для крохи становится потребностью ощущать себя. Боязнь утратить это состояние трансформируется в страх смерти. Именно поэтому многие дети боятся засыпать, а также видеть страшные сны. Во сне утрачивается самоощущение, что чем-то напоминает смерть. Завтрашний день для ребенка оказывается за горизонтом реальности.

Чуть позже (лет в шесть) мальчикам и девочкам иногда снится собственная смерть — во сне их съедает лев или крокодил, пресловутая Баба Яга хочет схватить и поджарить в своей печке.

Детская психика продолжает развиваться, и танатофобия (именно так в психологии называется страх смерти) становится более обобщенной: ребенок боится оказать в замкнутом пространстве, быть погребенным заживо, заболеть смертельной болезнью.

Часто страх смерти влечет за собой боязнь засыпать

Если одни ребята боятся умереть сами, стать «ничем», не понимают, зачем они родились на свет, если все равно придется умереть, то другие, наоборот, страшатся смерти своих близких, самих себя считая при этом неуязвимыми. Такие дети могут демонстративно заявлять, что никогда не умрут. Подобный максимализм может проявляться до подросткового возраста.

Вообще, что касается подростков, то многие из них склонны к магическому воображению. Сами себе они выдумывают символы смерти, таинственные знаки, роковые совпадения, рассказывают друг другу страшные истории про вампиров, призраков, Пиковую Даму, Черную руку и пр. Тревоги на тему смерти, как правило, проявляются у излишне впечатлительных и эмоциональных девочек и мальчиков.

Магическая тематика привлекает излишне впечатлительных школьников

Однако при патологической природе такого страха он может негативно сказываться на развитии личности, подрывать уверенность в себе, и тут уже не обойтись без вмешательства специалиста.

Отметим также, что страх смерти в детском возрасте может быть открытым (ребенок боится непосредственно смерти) либо скрытым (малыш опасается острых предметов, огня, высоты, подавиться едой и пр., что опять-таки может привести человека к смерти).

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ, КОГДА РЕБЕНОК ВСЕГО БОИТСЯ

Сначала давайте выясним, действительно ли маленький боится или просто стесняется. Застенчивые дети — не редкость. Правда, одни слегка стесняются незнакомого человека, а другие категорически отказываются разговаривать с тем, кого не знают близко. Это вызывает у них целый ряд отрицательных эмоций. Со стороны кажется, что они просто трусишки и шарахаются всего подряд.

Если ваш малыш очень застенчив, посмотрите наш эфир «Что делать, если ребенок стесняется»

Чувствительные нервные дети чаще других всего боятся. Старайтесь таких крошек лишний раз не пугать, не перегружать их воображение ужасными мультфильмами, играми и игрушками. Запасайтесь терпением на время терапии, заранее готовьте ребенка к переменам в жизни (поступлению в детский сад, школу, рождению братика или сестрички), соблюдайте режим дня.

Общие рекомендации для родителей:

выражайте уверенность, что с чадом все будет хорошо, он справится со своими проблемами.

не убирайте источник страха, а трудитесь вместе с чадом над преодолением тревоги.

не избегайте пугающих ситуаций, но превращайте их в урок по борьбе с боязнью.

поощряйте его всегда и везде за терпение своего беспокойства, совладание с самим собой. Вы же знаете, как это трудно!

прорабатывайте пугающие ситуации, кошмары в игре, кукольных сценках, рисунках

обсуждайте с ребенком, что будет, если сбудется его самый страшный кошмар, как с ним справиться. Такой план может пригодиться.

перестаньте сами тревожиться!

Покажите своим детям, как вы справляетесь со стрессом. У них на глазах проявите терпение, уверенность в своих силах, упование на помощь свыше, друзей, родных. Гладя на вас, ребенок быстро научится преодолевать свою тревожность и перестанет всего бояться.

Программа по нейтрализации детских страхов

Важно выразить одобрение по поводу нарисованного, сказать, что вы гордитесь им, ведь он теперь не боится этого. Похвала повысит чувство собственного достоинства ребенка, его активность и уверенность в себе

Не нужно говорить малышу, что теперь, после рисования, вы уверены, что все страхи пропадут. Лучше скажите ему, что он отлично справился с заданием.

Если ребенок не уверен, как нарисовать тот или иной страх, можно подсказать ему, как его изобразить (но только в самых общих чертах). Помните, что тему смерти нужно исключить, потому что она наиболее трудна для понимания и изображения. После того как все страхи будут нарисованы, обязательно обсудите рисунки с ребенком. Хорошо, когда такое обсуждение проводится совместно с другими детьми, эффект подражания поможет каждому из них быстрее справиться со своими собственными страхами.
Покажите ребенку его собственный рисунок, с юмором опишите, что на нем изображено. А потом спросите, боится ли он теперь. Отрицание страха обязательно закрепите похвалой. Даже если страх сохраняется, он становится не таким сильным, так как малыш чувствует ваше понимание и поддержку.
Если страхи остались, предложите нарисовать их снова, но теперь пусть он изобразит себя небоящимся. Если в первом рисунке был изображен только объект страха, теперь ребенок рисует себя в момент противостояния ему. Такая позиция действует в качестве косвенного внушения и дополнительного стимула преодоления страха.
Заключительной темой рисунков может быть: «Кем я хочу стать». Это вносит оптимистическую нотку, придает уверенность в своих силах, помогает справиться с проблемами. Малыш рисует свое будущее, а в нем нет места страхам. Тем самым они нейтрализуются.
Достигнутые через рисование успехи в преодолении страхов необходимо закрепить в процессе игры. Поиграйте с ребенком в игру: «Кто расскажет лучшую сказку». Начните вы, придумав историю, в которой главный герой чего-то боится, но потом преодолевает свой страх. Затем попросите пофантазировать малыша. Пусть и он сочинит сказку, в которой герой легко справляется с трудностями и преодолевает боязнь. Главным действующим лицом в этой истории может быть как сам ребенок, так и вымышленный персонаж.

Если у малыша не получается, помогите ему. Причем помните о главном страхе, который мучит ребенка, и используйте его в сочиняемой сказке.

Воздействие такой истории на малыша можно усилить, инсценировав ее с помощью кукол и мягких игрушек, — и пусть ребенок сам распределит роли. Этот маленький спектакль можно дополнить масками, костюмами, песенками и стихами. Проигрывая один и тот же сюжет, связанный с преодолением страха, ребенок и сам перестает бояться, так как страх в большинстве случаев вызывает лишь неизведанное. А если он доподлинно разобрался, что представляет собой страх и как с ним можно бороться, ему становится уже не так страшно.
Когда ребенком проиграны условные истории, можно переходить к инсценировке реальных событий, которые случились с малышом или с тем человеком, которого он знает. Инсценировать также можно сценки из жизни. Например, предложите малышу сыграть в то, как вы укладываете его спать, он будет мамой, а роль малыша возьмите на себя (в роли малыша может выступить и мягкая игрушка или кукла). Объясните малышу, как нужно вести себя в той или иной ситуации, чтобы не испытывать страха. Ребенок же, почувствовав себя взрослым и взглянув на свои страхи со стороны, может просто рассмеяться, настолько забавно это выглядит. Даже глубоко укоренившийся страх легко побороть с помощью такого заключительного упражнения.
Как вы успели убедиться, проблема детских страхов весьма актуальна. И если ваш ребенок подвержен страхам и ночным кошмарам, ваша задача помочь ему справиться с ними и почувствовать уверенность в себе. Необходимо установить причину детских страхов и попытаться устранить ее. Если беспокойное состояние ребенка связано с напряженными отношениями в семье, то, чтобы он перестал бояться, вы должны наладить внутрисемейный мир, научиться быть доброжелательным с ним.

Если же страхи зашли очень далеко и наряду с ними малыш испытывает ряд других проблем психологического характера, помочь ему может ? только специалист, который и посоветует, как действовать в том или ином случае. В большинстве же своем при понимании и поддержке со стороны родителей ребенок вполне может самостоятельно преодолеть все свои страхи.

Работа с тревожным ребенком

Существует немало проверенных способов, как избавить ребенка от страхов:

  • игротерапия;
  • сказкотерапия;
  • арт-терапия;
  • гипнотерапия;
  • прием медикаментов;
  • мышечная релаксация.

Вы можете обратиться за помощью к специалисту, например к психологу-гипнологу Батурину Никите Валерьевичу, или сами изучить техники и работать с ребенком самостоятельно.

Как помочь ребенку преодолеть страх и тревожность методом мышечной релаксации?

Используйте следующие упражнения.

  1. «Драка». Помогает расслабить мышцы лица и рук, снять излишнюю агрессию. Нужно предложить малышу игру. Он поссорился с другом и готовится к драке: принял бойцовскую позу, сжал ручки в кулачки, затаил дыхание. А потом задумался: «А может драться с лучшим другом — плохая идея?» — разжал кулаки, выдохнул и расслабился.
  2. «Штанга». Помогает снять напряжение с мышц спины. Игра в спортсменов-тяжелоатлетов с поднятием воображаемой штанги.
  3. «Танцующие руки». Поднимающая настроение и высвобождающая подавленные чувства игра. На пол кладутся большие листы белой бумаги и выбираются на вкус ребенка мелки. Малыш ложится на спину так, чтобы его руки находились на бумаге. Включается музыка и кроха двигает руками в такт музыке, оставляя цветные следы на листах.
Каждая Леди должна знать:  Как выбрать холодильник главные критерии выбора

Попробуйте игры на телесный контакт («рисунок на спине», «дрозды», «руки танцуют»), массаж или просто растирание тела. Еще один способ снятия нервного напряжения, который понравится малышу — раскрашивание лица красками. Можно использовать мамину косметику.

Как помочь ребенку справиться со страхами с помощью сказкотерапии?

Придумайте историю, описывающую предмет страха ребенка, и сочините счастливый конец. Можете даже разыграть целый спектакль, используя игрушки малыша. Отождествляя себя с героем сказки, который вначале боится, но затем мужественно справляется со злодеями и чудовищами, ребенок приобретает уверенность в своих силах.

Игротерапия в борьбе с детскими страхами

Игра является ведущим психотерапевтическим методом в работе с детьми дошкольного возраста. Ролевые игры пробуждают активность и инициативность в ребенке, помогают приобрести навыки общения, способствуют развитию самостоятельности и умения контролировать эмоции.

Если малыш боится медицинского персонала, поиграйте в больницу. Обязательно дайте ему возможность побыть в роли врача. Если у ребенка страх темноты — поиграйте в смелых разведчиков. В какой-то момент кроха должен получить задание сходить на разведку в затемненное помещение и найти там спрятанную игрушку. После выполнения миссии храбрецу выдается медаль за отвагу.

Арт-терапия в коррекции детских страхов


Поскольку образное мышление является ведущим в дошкольном возрасте, малышу куда проще изобразить свой страх на бумаге, чем описать его словесно. Конкретизация страха в виде рисунка помогает избавиться от неопределенности и дать выход своим негативным чувствам.

Арт-терапия дает возможность безболезненно соприкоснуться с пугающими образами и смоделировать выход из сложившейся ситуации. Можно предложить ребенку способ на выбор:

  • уничтожить «зло» (скомкать, порвать, сжечь рисунок);
  • дорисовать защитный объект;
  • добавить забавные детали, придав чудовищу смешной и нелепый вид;
  • приручить объект, например, подарить чудовищу цветочек и заставить его улыбаться, накормить собаку сосиской;
  • нарисовать рядом большого себя.

Как убрать страх у ребенка с помощью медикаментов?

Фармакологическое лечение страхов у детей имеет второстепенное значение. Малышу могут назначить ноотропы (Пикамилон, Фенибут) — вещества, способствующие укреплению нервной системы и повышению умственной и физической выносливости при высоких нагрузках в школе. Транквилизаторы (Атаракс, Феназепам) чаще назначают для успокоения гиперактивных детей. Но они лишь снимают физические симптомы приступа паники, но не справляются с самим страхом.

Даже перед приемом ноотропных препаратов, которые продаются без рецепта, лучше сначала проконсультироваться с психиатром. Он подберет подходящее средство и правильную дозировку.

Как помочь ребенку избавиться от страхов с помощью гипноза

Устранение детских страхов требует времени и терпения со стороны родителей. При современном образе жизни не всегда есть возможность уделить достаточное количество внимания малышу, чтобы полностью развеять его страхи. В современной психотерапии есть методы, помогающие быстро избавиться от тревоги и фобий как взрослым, так и детям. Это гипнотерапия. Всего 5 сеансов со специалистом, и нервное напряжение и страх уходят.

Виды детских страхов

Принято выделять три вида страхов:

  1. Навязчивые страхи
    Эти страхи ребенок испытывает при определенных обстоятельствах, которые могут вызвать у него панику. Например, страх высоты, открытых пространств, мест скопления большого количества людей и т.д.
  2. Бредовые страхи
    Наличие таких страхов указывает на серьезные проблемы в психике ребенка. Их причину найти невозможно и объяснить логически невозможно. Например, ребенок боится играть с конкретной игрушкой, одевать определенную одежду, открывать зонтик и т.д. Но, если вы обнаружили такой страх у своего малыша, не стоит сразу паниковать, надо попытаться выяснить причину, возможно он не хочет играть с определенной игрушкой в силу объективных причин. Например, он мог сильно удариться или больно упасть, когда играл раньше с этой игрушкой.
  3. Сверхценные страхи
    Эти страхи являются продукцией фантазии ребенка, именно они встречаются в 90% случаев при работе с детьми. Сначала такие страхи соотносятся с определенной жизненной ситуацией, но потом они настолько завладевают мыслями ребенка, что ни о чем другом он не может думать. Например, страх темноты, которая в детском воображении «кишит страшными чудовищами».

Возраст ребенка и страхи когда какие

Страхи могут формироваться еще во внутриутробном периоде. Негативные эмоции матери провоцируют выброс в кровь большого количества стрессовых гормонов, которые, попадая через плаценту в кровь ребенка, вызывают его беспокойство.

Следующий период формирования страхов — возраст до 1 года. До 6 месяцев большинство малышей совершенно спокойно могут оставаться с папой, бабушкой, другими родственниками, даже с незнакомыми им людьми. Но с 7 месяцев ребенок уже явно предпочитает маму другим взрослым и испытывает беспокойство, если ее нет рядом.

Так называемый период сепарации — возраст с 7 до 18 месяцев — не лучшее время для возвращения матери на работу. Оптимально это сделать после того, как ребенку исполнится 18 месяцев, когда уменьшается беспокойство от разлуки с мамой.

В 8 месяцев появляется отчетливый страх чужих людей, с этого момента важно ограничить контакты ребенка с незнакомыми людьми. Встречаются случаи, когда страх перед незнакомыми людьми сохранился на всю жизнь только потому, что ребенок в 8 месяцев остался надолго без матери, например, в больнице, в окружении чужих людей

От 1 до 3 лет — возраст, когда ребенок отделяет свое «я» от личности матери. В этом возрасте он требует все большей самостоятельности. Если предоставить ребенку относительную свободу и дать возможность выбора, то уровень тревожности не будет расти, соответственно, уменьшится количество поводов для появления страхов.

Согласно проведенным исследованиям основные боязни детей от 1 до 3 лет — это страх неожиданных звуков, уколов, одиночества. Из-за возможных кошмарных сновидений возникает страх перед засыпанием. Если в семье царит здоровый микроклимат, ребенку уделяется достаточно времени и дается достаточно самостоятельности, то такие страхи не сильно выражены и быстро сходят на нет.

В 4–6 лет развиваются основные детские страхи: страх одиночества, темноты и замкнутого пространства. Темнота пугает детей своей неизвестностью, ребенок боится чудовищ, которые приходят вместе с темнотой. В этом возрасте ребенок часто просит оставить в спальне горящий ночник, не закрывать плотно дверь на ночь. Огромное значение приобретает общение ребенка со сверстниками. Ребенок, имеющий возможность играть с другими детьми, меньше подвержен различным страхам.

В возрасте 6–8 лет на первое место выходит страх смерти или ему подобные: страх потеряться, быть съеденным медведем или волком, заразиться и заболеть, боязнь высоты. Детей могут преследовать кошмарные сновидения, связанные с собственной смертью или смертью родителей. В этом возрасте рекомендуется не оставлять детей надолго одних и, если возможно, не проводить болезненные медицинские процедуры или операции.

В 9–12 лет ребенок боится не оправдать ожидания родителей и учителей, это особенно характерно для детей с повышенным уровнем тревожности. Появляется страх быть не таким, как все, страх стихийных бедствий, мистических знаков (вера в приметы). По-прежнему силен страх потери родителей. Чтобы уменьшить уровень тревожности, родители не должны сравнивать их с другими детьми, предъявлять завышенные требования, необходимо поощрять самостоятельное выполнение школьных заданий, а не стремиться выполнить их вместо ребенка.

В подростковом возрасте на первое место выходят: страх сделать что-то смешное или нелепое, страх замкнутого пространства. Как правило, фобии предшествует эпизод реальной неудачи, а страх его повторения делает переживания болезненными. Сомнения у подростков могут возникать по поводу внешности, их способности нравиться сверстникам противоположного пола. Эти страхи характерны для подростков, выросших в семьях, где родители отличаются излишней принципиальностью и педантичностью, не прощают детям малейших ошибок.

Как помочь ребенку справиться со страхами

Какие бывают страхи, почему они появляются и как на них реагировать, мы уже выяснили. Давайте разбираться, как помочь крохе с ними справиться.

  • Если малыш боится и не дает выхода своим эмоциям, предложите ему нарисовать или слепить свой страх, расспросите подробно, какой он, зачем приходит. Далее, в игровой форме, можно порвать «чудище-страшилище» на множество мелких кусочков и пустить по ветру. Или переделать его в доброе и красивое существо, пририсовать ему смешные детали и придумать про него смешную историю.
  • Полезно рассказывать ребенку терапевтические сказки. Их можно придумать самому или взять из специальной книги, а можно даже заказать индивидуально для вашего малыша у специалиста-психолога. Основная идея такой сказки — проблема вашего ребенка, которая объясняется доступно во всех ракурсах и разрешается сказочным образом. Главным героем сказки обычно является или сам ребенок, или очень похожий на него герой. Слушая такую сказку, ребенок имеет возможность взглянуть на ситуацию со стороны и осознать ее по-другому.
  • Хороший результат может принести проигрывание страха в сюжетно-ролевой игре. Можно взять героя, который будет бояться того же самого, что и ребенок, и вместе с остальными героями придумать выход из ситуации. Можно проиграть непосредственно сам страх (укусила собака, поход к врачу), только нужно обязательно завершить игру на положительной ноте и дать понять ребенку, что он защищен.
  • Для детей, испытывающих страх темноты полезно такое упражнение под названием «эмоциональные качели». Открываете дверь в темное помещение, например ванную комнату, в остальных помещениях свет включен, то есть граница темноты и света четко обозначена. Предлагаете малышу поиграть (можно предложить напугать темноту). Беретесь за руки и забегаете на секунду в ванную, туда, где темно, и тут же выбегаете. Вначале можете просто наступать на порог, если ребенку страшно. Обычно такая игра сопровождается весельем и смехом, детям она очень нравится. Чередование напряжения с последующим выходом и расслаблением очень полезно для психоэмоционального состояния малыша, испытывающего страхи, так он учится на них реагировать и, в свою очередь, избавляться.

Страх темноты и другие пути преодоления

Страх животных или крупных насекомых. Эффективным будет метод постепенного привыкания. Начать нужно с картинок с изображением животного, которого ребенок боится. Затем, когда картинка уже не кажется очень пугающей, можно читать сказки об этом животном. Если ребенок хорошо к этому относится и не боится, то следующий этап — мягкая игрушка, например щенок, в случае если ребенок боится собак. И наконец, если это возможно, знакомство с реальным щенком

Важно не спешить: если игра вызывает у ребенка негативные эмоции, надо на время отказаться от нее

Страх врачей. Преодоление страха можно начать с чтения и обсуждения сказки о докторе Айболите. Затем игра, где взрослый становится пациентом, а ребенок врачом, потом они меняются ролями. Перед посещением врача, особенно если предстоят болезненные процедуры, не стоит врать ребенку, что будет не больно, лучше честно объяснить ему необходимость процедуры, проиграть ее.

Страх темноты. Хороший эффект оказывают игры. Мама может спрятаться с ребенком под одеяло, как будто они мышки в норке. Сначала малыш попробует оставить щелку, чтобы свет проходил, потом привыкнет играть в полной темноте. Можно разнообразить игру в «прятки» таким образом, чтобы прятались не люди, а игрушки, то есть взрослый прячет игрушки в разных комнатах, в одной из них погашен свет, а ребенок должен их найти.

Кошмарные сновидения и связанный с этим страх засыпания. Для преодоления этого страха необходимо ограничить просмотр телевизора, тщательно отбирать сказки, которые вы читаете малышу: в них не должно быть страшных сцен. Также вы можете предложить ребенку нарисовать то, что ему приснилось, а потом сжечь рисунок.

Детские страхи! Страх потерять маму или зависимое поведение у детей

Детские страхи! Страх потерять маму или зависимое поведение у детей.

Какие зависимости могут быть у детей? Их тысячи. Но самая основная повторяющаяся привычка — это зависимость от страха потерять маму. А из нее происходят все остальные зависимости от: пустышки; грызения ногтей; сладкого; мультиков; болезней; компьютерных игр и т. д. Итак, ЗАВИСИМОСТЬ — это форма страха, привычное неконтролируемое поведение, которое ограничивает СВОБОДУ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖЕЛАНИЙ.

Вы удивлены, что я называю родителей привычкой? Я сама удивлена. Но так оно и есть. Если ребенок спокойно расстается с родителями на какое-то время, зависимости нет. Если же на малейшее отдаление мамы или папы от ребенка, тот начинает болезненно реагировать (симптом страдания), можно говорить о появляющейся зависимости. Это и не удивительно, ведь первые годы жизни ребенок на сто процентов зависит от родителей и материально, и психологически, и физически. Трудно представить его без заботы со стороны взрослых. Они обеспечивают ему безопасность, но не полную. Это и заставляет малыша буквально прилипать к матери. Но так как мама все равно куда-то уходит рано или поздно, страх ее потерять усиливается, возникает ПУСТОТА, и малыш ищет то, что может его как-то успокоить, заполнить эту пустоту, и находит. Давайте вспомним историю про Малыша и Карлсона, который живет на крыше. Мальчику было одиноко одному, даже когда взрослые были дома, и он придумал себе друга. У него возникла фантазия, идея Карлсона (зависимость от идеи), от которой на душе стало легче, и мир окрасился в яркие краски, стал полон приключений. И тогда Малышу захотелось снова и снова мечтать о своем вымышленном друге. Родители ему не верили, это вызывало страх и обиду, что его не понимают, а, значит, не любят. Иногда ему приходилось играть роль хорошего мальчика, который больше не придумывает никакого Карлосна, и родителей это временное затишье успокаивало.

Как проявляются симптомы зависимости у маленьких детей? Вот, лишь некоторые из них:

1. Повторяющийся страх.

2. Частые заболевания.

3. Неясные желания, навязчивые, или их отсутствие.

5.Подавленное настроение продолжительное время.

9. Фантазии, которые приносят страдания.

Если родители не обращают внимания на детский страх, отшучиваются или, что хуже всего, наказывают за страх, ребенок замыкается, ему одиноко, уровень тревоги растет и переходит снова в страх. Хорошо, если мама или папа скажут ему, что они его слышат и повторят его слова. Иногда их бывает достаточно: «Ты боишься невидимки под столом на кухне. Это так? Пойдем, посмотрим вместе. Ах, как жаль, что сегодня не пришлось его увидеть».

То, что все болезни от нервов, знают все, но то, что все болезни от страха, знают не многие. Пример. Мама ушла в магазин, ребенок остался один с игрушками, а потом вдруг ни с того, ни с сего температура высокая. Или такая история: мама ругает малыша за то, что он сломал игрушку, ребенок пугается, что мама бросит его, такого неуклюжего, и заболевает.

Ребенок плачет, родители спрашивают его, чего он хочет, а он ничего не может ответить. Ему просто плохо, и он не знает, чего он хочет. Так рождается зависимость. Когда ребенок подрастает, находятся «благодетели» и подсказывают ему, чего он хочет, и как он может облегчить свое состояние.

Кто-то связывает плохой сон ребенка с тем, что он перевозбудился, или темперамент у него такой, или мультиков насмотрелся. Это так, НО дети еще плохо спят от излишней тревожности своих родителей и своей, в первую очередь, а уж потом от излишней эмоциональной нагрузки. Здоровый ребенок, если он не грудной малыш, спит спокойно, не просыпаясь, целую ночь

Если настроение у Вашего сына или дочки переменилось резко и надолго, то не связывайте это с возрастом. Подавленность – симптом страха и зависимости. Что-то случилось и нужно искать причины плохого настроения у ребенка. Иначе с годами он научится улучшать себе настроение алкоголем или наркотиком, компьютерной игрой.

Излишняя агрессивность, на которую родители не обращают внимания, тоже может стать началом зависимого поведения. Если злится — значит боится. Если боится — значит одиноко. Если одиноко – значит, посмотрите в глаза и спросите, что не так, наблюдайте за вашим малышом.

Если плачет девочка, значит все в порядке, она же девочка и должна плакать? Слезы – это крик о помощи, их не стоит пугаться, но нужно обращать внимание, когда плачет, о чем плачет, как плачет. Может ее папа сильно щиплет, когда играет, или брат щекочет чересчур, или мама рвет волосы без жалости, или сосед Колька обзывается. Если плачет мальчик — «плохо дело», мужчины ведь не плачут. А кто это решил? Есть такой закон, чтобы мужчинам не плакать? Нельзя запрещать мальчикам плакать, они тоже имеют право на слезы. Они тоже плачут от страха, злости и одиночества.

Угодливость – не проблема, подумают многие. Наоборот, самое сложное и трудное поведение ребенка, когда он всем «доволен», ни на что не жалуется, делает, ВСЕ, что вы попросите. Иногда такие дети могут вдруг заболеть или заговорить о смерти. Родители удивляются такой ранней мудрости. А это тоже крик о помощи. Много лет назад был у меня такой случай: привели мальчика, всего усыпанного мелкими красными ранками. Я тогда только начинала свою практику и не знала, что такое угодливость. Я старательно пыталась найти то, из-за чего, все-таки, болеет мальчик, а он на все вопросы отвечал так, будто жизнь у него лучше не придумаешь. Все хорошо: положительные родители, дом – полная чаша, не наказывают сына, не увлекаются спиртными напитками. Ему все нравилось, ничего не пугало, это меня и смущало, ведь тогда бы мальчик не болел, если бы все было в порядке. И только, когда я спросила, чтобы он выбрал — играть в футбол или заниматься музыкой, он радостно ответил: «Конечно, футбол». Мальчик просто не хотел огорчать свою маму и ДЛЯ НЕЕ играл на пианино. Было и еще много заданий, которые он должен был выполнять по дому, и выполнял, не всегда желая того. Пришлось беседовать с мамой и список обязанностей немного сократить. Мама, к его большому удивлению, охотно согласилась уменьшить количество занятий музыкой и других домашних дел, чтобы освободить место для футбола с мальчишками во дворе. «А что же ты мне раньше не сказал?» — со слезами на глазах говорила мама.

Каждая Леди должна знать:  Жизнь...

С годами все вышеперечисленные виды поведения закрепляются, если можно так сказать, и превращаются в устойчивую зависимость от страха, плаксивости, агрессивного, угоднического, грустного поведения, или от болезни.

Как уберечь детей от зависимости?

Самим стать свободными от своих привычек. Свободные родители – свободные дети. Перестаньте пить (особенно, при детях), курить, колоться, грызть ногти, часами просиживать у телевизора и компьютера, займите освободившееся время творчеством. И постарайтесь БЫТЬ у своих детей. Что это значит?

Быть – это давать своим детям почувствовать и понять, что Вы у них есть, что никуда исчезать не собираетесь и терять их тоже не будете. Быть – это не отталкивать, не говорить «уходи, ты плохой мальчик, или плохая девочка», или «я уйду и никогда не вернусь, если ты будешь так себя вести». Многие родители манипулируют так детьми, чтобы призвать их к порядку, это глубочайшее заблуждение. Порядок будет тогда, когда вы скажете самим себе, прежде всего, и иногда ребенку (не все можно говорить детям) о своих истинных чувствах.

Быть – это перестать пугать детей своими болезнями. Один мальчик на консультации сказал своей маме, что он боится ее смерти, ведь она жалуется на сердце. Общими усилиями мы подобрали такие слова, которые успокоили мальчика: «Что ты, сынок, я еще молодая, сильная, я буду долго жить и умру, когда ты будешь дедушкой». Он заметно повеселел после маминых слов.

Быть – это научить своих детей переживать одиночество. Дети даже нуждаются в том, чтобы побыть одним, самим себя занять, делать то, что хочется ИМ, а не папе и маме. Нужно давать им такую возможность, тогда они будут получать удовольствие от самостоятельных занятий и научатся быть какое-то время без мамы и папы.


Быть – это быть ВНИМАТЕЛЬНЫМИ К СВОИМ ЧУВСТВАМ И К ЧУВСТВАМ СВОИХ ДЕТЕЙ. Второе без первого не возможно. Если Вы научитесь чувствовать, понимать свои чувства, то тогда Вы вовремя почувствуете своего ребенка и сможете ему помочь. Психологи разных стран называют различные эмоции и чувства.

Детские страхи

Детские страхи – специфические, связанные с возрастом переживания беспокойства, тревоги, возникающие как ответная реакция на реальную либо воображаемую угрозу. Проявляются изменениями эмоционального состояния, вегетативными симптомами – учащенным сердцебиением, нарушением ритма дыхания, мышечным напряжением. Поведение характеризуется избеганием потенциально опасных ситуаций/объектов, чрезмерной привязанностью к взрослым, боязнью одиночества. Диагностика проводится психологом, психотерапевтом, психиатром. Используется метод беседы, опросники, проективные тесты. Лечение основано на психотерапии творчеством, консультировании родителей.

Общие сведения

Страх как реакция организма на воображаемую/реальную опасность является основой инстинкта самосохранения, мобилизует человека к бегству, борьбе. Специфическое отличие детских страхов – отсутствие связи с актуальной угрозой. Они возникают на основе получаемой извне информации, преобразовываются фантазией, воображением. Распространенность достигает 90%. Выраженность варьируется, в большинстве случаев страх поверхностный, исчезает самостоятельно, у 1-1,5% детей формируются фобии – эмоциональные расстройства, требующие лечения. Эпидемиологические показатели выше у девочек. Предрасполагающие факторы – возраст родителей более 35 лет, воспитание единственного ребенка, ограниченность контактов со сверстниками.

Причины детских страхов

Боязнь определенных объектов либо ситуаций формируется у детей на базе психологических особенностей – впечатлительности, доверчивости, повышенной тревожности, активной фантазии. Страхи возникают при воздействии внешних факторов, наиболее важным из которых является воспитание. Отношения с родителями нередко становятся источником невротизации ребенка. Выделяют следующие причины страхов детского возраста:

  • Негативный опыт. Пережитые ребенком травмирующие ситуации – основной источник стойких страхов. Эмоциональные отклонения трудно поддаются коррекции, становятся фобиями. Пример: боязнь собак (улицы) после укуса животным.
  • Запугивания. Родители, воспитатели могут использовать устрашающий образ объекта (животного, человека) либо ситуации для пресечения нежелательного поведения ребенка. Пример: «будешь капризничать – отдам чужой тете».
  • Высокая тревожность родителей. Эмоциональное беспокойство, напряженность взрослых, установка на неудачу передаются ребенку. Запреты, предостережения («упадешь», «ударишься») зарождают чувство тревоги, трансформирующееся в страх.
  • Агрессивное поведение родителей. Демонстрация силы, доминирования родителем снижает чувство базового доверия и безопасности. Боязливость, постоянное ожидание беды формирует страхи.
  • Фильмы, компьютерные игры. Сюжеты нередко содержат сцены насилия, угроз. Ребенок неспособен критически оценить возможность подобных ситуаций, начинает бояться их повторения.
  • Психические расстройства ребенка. Страх является симптомом определенного заболевания (невроза, невропатии). Требуется комплексная диагностика, продолжительное лечение.

Патогенез

Появление детских страхов объясняется возрастными особенностями психического развития. Ключевую роль играет воображение – мыслительный процесс создания новых образов и представлений путем переработки ранее полученной информации. Способность к фантазированию возникает в 2-3 года, достигает пика в дошкольном, младшем школьном возрасте. Страхи детей отличаются наибольшим разнообразием, необычностью, интенсивностью переживаний. Чем более впечатлителен, тревожен ребенок, тем легче они формируются. Неспособность объективно оценить ситуацию, критически отнестись к собственным эмоциям способствует закреплению, поддержанию страха. По мере взросления ситуации, которых боится ребенок, изменяются. Содержание страхов отражает значимую сферу жизни на данном возрастном этапе. Младенчество – страх разлуки с матерью; раннее детство, дошкольный возраст – боязнь темноты, животных, выдуманных существ; школьный период – социальные страхи.

Классификация

Детские страхи классифицируются по множеству различных параметров. Широко распространено деление страхов на биологические и социальные. Природные возникают рано, базируются на инстинкте самосохранения. Социальные формируются в процессе развития ребенка, связаны со сферой межличностных контактов. По объекту, причинам, особенностям проявлений, продолжительности, интенсивности страхи подразделяют на:

  • Сверхценные. Наиболее распространенные, являются результатом фантазии ребенка. Появляются в определенных обстоятельствах, постепенно распространяются, охватывают все мысли, переживания.
  • Навязчивые. Связаны с конкретными жизненными ситуациями (боязнь высоты, открытого пространства). Легко провоцируют панику.
  • Бредовые. Возникновение страха не поддается логическому объяснению. Связь с объектом/ситуацией носит необычный, странный характер. Пример: ребенок упал, гуляя в ботинках – сформировался страх обуви.

Симптомы детских страхов

С периода новорожденности до полугода страхи проявляются инстинктивным вздрагиванием, запрокидыванием ручек, общим напряжением, беспокойством. Испугавшись, малыш плачет, подзывая мать. Провоцирующим фактором может стать громкий звук, яркий свет, потеря опоры, быстрое приближение незнакомого большого предмета. В 6-7 месяцев формируется чувство привязанности к маме. При ее продолжительном отсутствии ребенок становится беспокойным. Основа страха – реакция, схожая с тревогой одиночества, разлуки. Подобные переживания могут сохраняться до 2,5-3 лет. С 8 месяцев возникают страхи перед незнакомыми людьми. Боязнь редуцируется к полутора годам.

Страхи второго года жизни связаны с неожиданным появлением посторонних людей, нахождением на высоте, болью, резким звуком, одиночеством. С 2 лет дети начинают опасаться отдельных объектов – уличных собак, движущихся автомобилей, огня. Трехлетний возраст – период становления собственного «Я», отделения от окружающих, самостоятельного выстраивания отношений. Появляется страх перед наказанием, отражающий понимание последствий поступков, страх недостаточного внимания (любви) родителя.

У дошкольников сохраняется страх боли, темноты, открытого/замкнутого пространства, опасных объектов, наказания, осуждения родителями. Добавляется боязнь сказочных, нереальных существ – домовых, скелетов, привидений, троллей. У младших школьников, подростков преобладают страхи социальных взаимодействий. Дети боятся получить плохую отметку, выступать публично, оказаться подвергнутыми осмеянию, осуждению, отвержению.

С 6 лет нередко формируется страх смерти как неотвратимого события, неизбежной конечности жизни. Возникает боязнь болезней, аварий, пожаров, техногенных и природных катастроф. Детские страхи проявляются изменениями поведения, эмоций. Ребенок стремится избежать страшных объектов/ситуаций, становится тревожным, беспокойным, плаксивым. Переживания отражаются на самочувствии – нарушается сон, снижается аппетит, возникают боли различной локализации (головные, абдоминальные, мышечные, суставные, сердечные).

Осложнения

При отсутствии адекватной помощи родителей, психологов, педагогов детские страхи способны трансформироваться в фобии – выраженные интенсивные реакции беспокойства, паники. Фобии отличаются устойчивостью, часто иррациональны, провоцируются ситуациями/объектами, не представляющими реальной угрозы. На основе детских страхов развивается невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивное расстройство, навязчивое повторение мыслей и действий). Характер подростка приобретает черты мнительности, тревожности, неуверенности. Любое из перечисленных осложнений проявляется ограничительным поведением, стремлением к избеганию определенных ситуаций, трудностями социальной адаптации.

Диагностика

Детские страхи становятся причиной обращения к психологам, психотерапевтам, психиатрам. Диагностический процесс основывается на клинической беседе – дети не скрывают своих переживаний, после знакомства, установления контакта со специалистом рассказывают о ситуациях, вызывающих тревогу. С целью объективного определения интенсивности страхов используются психодиагностические методы:

  • Опросники. Существует множество стандартизированных методик, ориентированных на исследование детских страхов. Дошкольникам, младшим школьникам вопросы задают напрямую. Подросткам предоставляют бланки самостоятельного заполнения – при отсутствии контроля юноши и девушки отвечают более честно. Опросники подбирают с учетом возраста ребенка. Используют Методику диагностики детских страхов (Захаров), Структурный опросник детских страхов (Акопян).
  • Проективные методики. Для обследования детей дошкольного возраста, выявления неосознаваемых, скрываемых страхов у школьников применяют рисуночные тесты, диагностические сказки, тесты интерпретации ситуаций. Отсутствие структурированных вопросов создает более доверительную обстановку между психологом и ребенком, позволяет обойти защитные механизмы, боязнь осуждения. Распространенные методики – «Нарисуй свой страх» (Захаров), тест «Сказка» (Дюсс), Тематический апперцептивный тест (Мюррей).

Лечение детских страхов

Помощь пациентам основана на создании домашней обстановки, поддерживающей ощущение спокойствия, безопасности. Дополнительно применяются методы психотерапии, позволяющие полностью осознать, переработать негативные эмоции – беспокойство, тревогу, боязнь. Комплексное лечение производится психотерапевтом, психологом, психиатром. Включает:

  • Семейное консультирование. Встречи необходимы для выявления причин, формирующих и поддерживающих страх . Обсуждаются методы воспитания, особенности внутрисемейных отношений (конфликты, проявления агрессии) и досуга ребенка. Специалист дает рекомендации по коррекции поведения родителей, предпочтительным способам взаимодействия с ребенком.
  • Психотерапия. Занятия проводятся индивидуально. На первом этапе происходит обсуждение страхов. Доверительная беседа частично снимает эмоциональную напряженность. На втором этапе осуществляется переработка страхов. Распространен метод сказкотерапии – сочиняется история о страхе с хорошим концом. Эффективны занятия с творческим компонентом – созданный страх (рисунок, вылепленная фигурка) переделывается либо ритуально уничтожается.
  • Прием медикаментов.Лекарственная терапия необходима при выраженных, продолжительных симптомах. Применяется в начале комплексного лечения, до наступления положительного эффекта психотерапии. Врач-психиатр назначает анксиолитики, седативные препараты. Схема лечения, дозировка, продолжительность приема определяются индивидуально.

Прогноз и профилактика

Со временем ребенок «перерастает» большинство детских страхов. Вероятность благоприятного исхода повышается при правильной родительской и психотерапевтической помощи. Для предупреждения развития страха у ребенка необходимо установить и поддерживать с ним доверительные отношения, отказаться от демонстрации доминирования, применения физической силы, не показывать собственную тревожность и опасения. Важно правильно организовывать досуг, отдавая предпочтение подвижным и творческим занятиям в коллективе, а не просмотру телевизора и виртуальным играм в одиночестве.

Страхи у детей: от новорожденных до подростков. Как их преодолеть?

Чего боится ребенок в каждом возрасте? Страх темноты, собак и смерти

Детские страхи — нормальное явление. Они преодолимы, и с помощью родителей ребенок справится с ними быстрее, «перерастет» страхи. Важно, чтобы мама и папа в сложной ситуации оставались взрослыми, то есть сами не боялись. О том, в каком возрасте какие страхи типичны, рассказывает Елена Павловна Кречко, семейный и перинатальный психолог.

Детские страхи имеют свою специфику в зависимости от возраста ребенка, а также уровня его психического развития. Иногда они могут наблюдаться при неврозах и других заболеваниях, но если родители будут знать, какие страхи типичны для ребенка соответствующего возраста, преодолевать их вместе будет проще. Ниже часто встречающие страхи разделены по этапам взросления ребенка.

Страхи от рождения до года: хочу быть с мамой

У большинства новорожденных имеются инстинктивные формы защиты при громких звуках или внезапном приближении большого предмета. Младенец при этом проявляет общее беспокойство: напрягается, вскидывает ручки.

В 7 месяцев ребенок уже проявляет сильное беспокойство при продолжительном отсутствии мамы. Это указывает на наличие чувства привязанности. Лежащее в основе данного страха чувство беспокойства — осознанная реакция; это прообраз чувства тревоги в ситуации одиночества или прекращения эмоционально значимых связей с близкими людьми. Подобная форма беспокойства максимально выражена до двух с половиной лет у девочек и до трех лет у мальчиков.

В 8 месяцев возникает страх перед незнакомыми, чужими взрослыми, особенно женщинами, не похожими на мать. Это указывает на появление психологических категорий «свой» и «чужой, а в более широком смысле — это страх перед незнакомым, новым и неожиданным воздействием или всем тем, что отличается от привычного образа матери. Обычно, если ребенок не испытывает каких-либо пугающих воздействий, падений, болезненных процедур, помещения в больницу, этот страх проходит к середине второго года жизни.

Родителям нужно особенно внимательно и чутко относиться к ребенку первого года жизни, не перепоручать уход за ним родственникам, не совершать длительных поездок, не отдавать малыша без особой необходимости в ясли и находиться с ним, если он попал в больницу. Это особенно важно при ослабленном здоровье ребенка, когда у него неспокойный сон, плохой аппетит, ярко выражены беспокойство и возбудимость, неустойчивость настроения и капризность.

Страхи от года до трех лет: познаю мир

На втором году жизни 50% детей испытывают страх при неожиданном появлении постороннего, нахождении на высоте, боли, резком звуке и пребывании в одиночестве.

В два года может появиться страх перед животными, чаще собаками, и перед движущимся транспортом.

На третьем году возникает страх перед наказанием, который отражает возрастающую активность детей и их понимание последствий своих поступков. Если в этот период отец принимает активное участие в воспитании, то страхи у детей этого возраста выражены значительно меньше. Важно, чтобы воспитание не превращалось в войну с формирующимся чувством «Я» у ребенка.

Ни в коем случае нельзя запрещать ребенку говорить о том, что он боится. Малыш должен иметь возможность выражать свои переживания, в том числе и отрицательные. А задача родителей — помогать ему преодолевать реальные и воображаемые опасности.

Страхи от трех лет и до школы: страх темноты и смерти

В возрасте от трех да пяти лет многие дети боятся боли, неожиданных, особенно громких звуков, сказочных персонажей; каждый третий — темноты, транспорта, воды, одиночества и замкнутого пространства. Чаще такие страхи встречаются у детей, чьи родители сами излишне беспокойны и в то же время принципиальны в попытках не преодолеть страхи, а избавить ребенка от них.

В возрасте шести лет иногда появляется страх смерти, обусловленный осознанием необратимости происходящих возрастных перемен, а также постижением категорий времени и пространства. Обычно он выражается не прямо, а в типичных для этого возраста страхах нападения стихии, например, возникновения пожара, землетрясения. Подобные страхи встречаются почти у каждого второго ребенка.

В младшем школьном возрасте прежние страхи, как правило, смягчаются, но появляются типичные новые — боязнь получить плохую отметку или опоздать в школу.

Старшие дошкольники очень чувствительно реагируют на конфликтные отношения в семье, и это усиливает их страхи.

Приобретенные страхи — угрозы родителей

Одна из распространённых ошибок родителей, порождающая лишнее беспокойство, — привычка говорить ребенку, что если он будет себя плохо вести, придет серый волк, чудовище, «злой дядя» и заберет его. Почти все взрослые помнят, что в советском детстве их иногда пугали милиционером, который придет и заберет с собой. Если такие угрозы исходят от родителей — самых близких людей — малыши на самом деле верят им, и для многих они приобретают большую реалистичность, а благодаря яркой фантазии усиливаются и, нередко, трансформируются в страх.

Родители — это самые близкие и дорогие люди, именно от них ребенок всегда ожидает участия и поддержки, полагается на их защиту в сложных ситуациях. Угроза с чудовищем в первую очередь пугает. Если пугают самые близкие люди, то у малыша возникают двойственные чувства: с одной стороны, он любит родителей и доверяет им, a с другой стороны, в такой ситуации им сложно доверять.

В словах «придет злое чудище и заберет» скрывается ложь. О чем подумает ребенок, когда никакого чудища не увидит? Мысль первая: «Родители меня обманули». Мысль вторая: «Я могу озорничать, а наказания не последует». Мысль третья: «Что случилось с моей мамой? Она всегда такая добрая, а сейчас вдруг меня пугает». Все эти мысли никаким образом не способствуют установлению доверительных и теплых отношений в семье, напротив, могут спровоцировать отдаление ребенка от родителей, появление различных детских страхов. Помните, что любые угрозы носят манипулятивный характер, и использовать их в процессе воспитания ребенка не стоит.

Итак, в определенные периоды жизни ребенка страхи являются нормальной естественной реакцией на многое непонятное, непознанное, неизвестное. Дети доподросткового возраста, как правило, не осознают свой страх. В такие моменты помогут заботливое отношение, сказка «по теме» на ночь, приятная и любимая музыка, а также совместные занятия — рисование, лепка, приготовления еды и другие способы креативного преодоления трудной ситуации.

Главное, не стоит паниковать и излишне тревожиться за психическое здоровье ребенка, просто нужно вместе с ним пережить нелегкий момент его развития. Преодоленный страх — залог будущей веры в свои силы и возможности.

Статья предоставлена центром развития и образования «Элитора»