Банковская тайна

Рейтинг самых лучших брокеров бинарных опционов за 2020 год:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Бинариум — самый честный и надежный брокер бинарных опционов за 2020 год!
    Бесплатное обучение трейдингу + демо-счет на любую валюту!
    Получите свой финансовый бонус за регистрацию:

Банковская тайна. Сведения, составляющие банковскую тайну

Согласно ст. 26 закона «О банках и банковской деятельности» к банковской тайне относится информация об операциях, счетах и вкладах клиентов и корреспондентов. По российскому законодательству кредитная организация гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.

Данные, составляющие банковскую тайну, предоставляются клиентам, их представителям, БКИ, АСВ, судам, Счетной палате, налоговым, следственным и таможенным органам, ПФР, Фонду социального страхования, судебным приставам, ФСФН, ФТС, следственным органам. Список структур, имеющих доступ к банковской тайне, постоянно расширяется. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

При разглашении банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, может потребовать от того возмещения причиненных убытков.

Статья 26. Банковская тайна

Кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые являются вкладчиками в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О страховании вкладов в банках Российской Федерации»), выдаются кредитной организацией организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховании вкладов в банках Российской Федерации».

Часть третья утратила силу. — Федеральный закон от 28.06.2020 N 134-ФЗ.

Рейтинг платформ бинарных опционов за 2020 год:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Бинариум — самый честный и надежный брокер бинарных опционов за 2020 год!
    Бесплатное обучение трейдингу + демо-счет на любую валюту!
    Получите свой финансовый бонус за регистрацию:

Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховании вкладов в банках Российской Федерации», а при наличии согласия руководителя следственного органа — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по операциям, счетам и вкладам физических лиц выдаются на основании судебного решения кредитной организацией должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять оперативно-разыскную деятельность, при выполнении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений по их запросам, направляемым в суд в порядке, предусмотренном статьей 9 Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», при наличии сведений о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, а также о лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Перечни указанных должностных лиц устанавливаются нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Справки по операциям, счетам и вкладам физических и юридических лиц выдаются кредитной организацией руководителям (должностным лицам) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), руководителям Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, справки по операциям, счетам и вкладам физических лиц — также руководителям государственных корпораций, публично-правовых компаний при наличии запроса, направленного в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации, в случае проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения запретов, ограничений, исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, в отношении:

1) граждан, претендующих на замещение государственных должностей Российской Федерации, если федеральным конституционным законом или федеральным законом не установлен иной порядок проверки указанных сведений;

2) граждан, претендующих на замещение должности судьи;

3) граждан, претендующих на замещение государственных должностей субъектов Российской Федерации, должностей глав муниципальных образований, муниципальных должностей;

4) граждан, претендующих на замещение должностей федеральной государственной службы, должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должностей муниципальной службы;

4.1) граждан, претендующих на замещение должностей членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должностей в Центральном банке Российской Федерации;

5) граждан, претендующих на замещение должностей руководителя (единоличного исполнительного органа), заместителей руководителя, членов правления (коллегиального исполнительного органа), исполнение обязанностей по которым осуществляется на постоянной основе, в государственной корпорации, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;

5.1) граждан, претендующих на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений;

6) граждан, претендующих на замещение отдельных должностей на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

7) лиц, замещающих должности, указанные в пунктах 1 — 6 настоящей части;

8) супруг (супругов) и несовершеннолетних детей граждан и лиц, указанных в пунктах 1 — 7 настоящей части.

Часть седьмая утратила силу. — Федеральный закон от 28.06.2020 N 134-ФЗ.

Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организации завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан — консульским учреждениям иностранных государств.

Информация об операциях, о счетах и вкладах юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц представляется кредитными организациями в уполномоченный орган, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Руководители (должностные лица) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, не вправе разглашать сведения об операциях, о счетах и вкладах, а также сведения о конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций, полученные ими в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, о счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные этими аудиторскими организациями при оказании аудиторских услуг и (или) предоставленные аудиторским организациям Банком России в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», за исключением:

1) сведений, составляющих банковскую тайну, полученных от Банка России с предварительного согласия в письменной форме Банка России и лица, которому оказывались аудиторские услуги, предусмотренные Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

2) иных случаев, предусмотренных федеральными законами.

Уполномоченный орган, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Часть тринадцатая утратила силу с 1 сентября 2020 года. — Федеральный закон от 23.07.2020 N 251-ФЗ.

Каждая Леди должна знать:  Отзыв о Swiss Guard – развод или нет. Отзывы пользователей о программе Swiss Guard

За разглашение банковской тайны Банк России, руководители (должностные лица) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), руководители государственных корпораций, публично-правовых компаний, руководители Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, кредитные, аудиторские и иные организации, уполномоченный орган, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, орган валютного контроля, уполномоченный Правительством Российской Федерации, и агенты валютного контроля, а также должностные лица и работники указанных органов и организаций несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.

Операторы платежных систем не вправе раскрывать третьим лицам информацию об операциях и о счетах участников платежных систем и их клиентов, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Информация об операциях юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц представляется кредитными организациями в целях формирования кредитных историй в бюро кредитных историй в порядке и на условиях, которые предусмотрены заключенным с бюро кредитных историй договором в соответствии с Федеральным законом «О кредитных историях».

Руководители (должностные лица) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), руководители государственных корпораций, публично-правовых компаний, руководители Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования не вправе раскрывать третьим лицам информацию об операциях, о счетах и вкладах физических и юридических лиц, полученную в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации о противодействии коррупции и настоящим Федеральным законом в Банке России, кредитных организациях, а также в представительствах иностранных банков. Информация об операциях, о счетах и вкладах физических и юридических лиц, полученная в соответствии с частью шестой настоящей статьи при проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения запретов, ограничений, исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, может быть использована только в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

Документы и информация, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов и предусмотренные Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», представляются кредитными организациями в орган валютного контроля, уполномоченный Правительством Российской Федерации, налоговые органы и таможенные органы как агентам валютного контроля в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены указанным Федеральным законом.

Органы валютного контроля и агенты валютного контроля не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Части двадцатая — двадцать первая утратили силу с 1 сентября 2020 года. — Федеральный закон от 23.07.2020 N 251-ФЗ.

Операционные центры, платежные клиринговые центры не вправе раскрывать третьим лицам информацию об операциях и о счетах участников платежных систем и их клиентов, полученную при оказании операционных услуг, клиринговых услуг участникам платежной системы, за исключением передачи информации в рамках платежной системы, а также случаев, предусмотренных федеральными законами.

Положения настоящей статьи распространяются на сведения об операциях клиентов кредитных организаций, осуществляемых банковскими платежными агентами (субагентами).

Положения настоящей статьи распространяются также на сведения об остатках электронных денежных средств клиентов кредитных организаций и сведения о переводах электронных денежных средств кредитными организациями по распоряжению их клиентов.

Документы и сведения, которые содержат банковскую тайну юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, предоставляются кредитными организациями таможенным органам Российской Федерации в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Таможенным кодексом Таможенного союза и Федеральным законом от 27 ноября 2020 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Таможенные органы Российской Федерации и их должностные лица не вправе разглашать сведения, которые содержат банковскую тайну, полученные ими от кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. За разглашение банковской тайны таможенные органы Российской Федерации и их должностные лица несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.

Информация об открытии или о закрытии счетов, вкладов (депозитов), об изменении реквизитов счетов, вкладов (депозитов) организаций, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, физических лиц, о предоставлении права или прекращении права организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа в электронном виде сообщается кредитной организацией налоговым органам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Сведения о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, физических лиц предоставляются кредитной организацией налоговым органам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Кредитные организации, являющиеся участниками банковской группы, участниками банковского холдинга и иных объединений с участием кредитных организаций, в целях составления отчетности банковской группы, банковского холдинга и иных объединений с участием кредитных организаций, в том числе для определения рисков, принимаемых на консолидированной основе, разработки и поддержания в актуальном состоянии планов восстановления финансовой устойчивости, представляют соответственно в головную кредитную организацию банковской группы, головную организацию (управляющую компанию) банковского холдинга и иного объединения с участием кредитных организаций сведения о своих операциях и об операциях своих клиентов и корреспондентов.

Указанные в части двадцать девятой настоящей статьи сведения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, предоставляются головным кредитным организациям банковских групп, головным организациям (управляющим компаниям) банковских холдингов, расположенным на территориях иностранных государств, при условии обеспечения этими иностранными государствами уровня защиты (соблюдения конфиденциальности) предоставляемой информации не меньшего, чем уровень защиты (соблюдения конфиденциальности) предоставляемой информации, предусмотренный законодательством Российской Федерации.

Банк России вправе предоставлять сведения о конкретных сделках и операциях кредитных организаций, о сделках и об операциях их клиентов и корреспондентов, полученные из отчетов кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, центральным банкам и (или) иным органам надзора иностранных государств, в функции которых входит банковский надзор, а также сведения, содержащиеся в представленных в Банк России планах восстановления финансовой устойчивости кредитных организаций — участников банковских групп (банковских холдингов) и иных объединений с участием кредитных организаций, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, центральным банкам и (или) иным органам иностранных государств, в функции которых входит урегулирование несостоятельности организаций, являющихся головными организациями банковской группы (банковского холдинга) и иного объединения с участием кредитных организаций.

Указанные в части тридцать первой настоящей статьи сведения предоставляются при условии обеспечения центральными банками и (или) иными органами надзора иностранных государств, в функции которых входит банковский надзор, и (или) иными органами иностранных государств, в функции которых входит урегулирование несостоятельности организаций, уровня защиты (соблюдения конфиденциальности) предоставляемой информации не меньшего, чем уровень защиты (соблюдения конфиденциальности) предоставляемой информации, предусмотренный законодательством Российской Федерации, и непредоставления ими указанных сведений третьим лицам, в том числе правоохранительным органам, без предварительного согласия в письменной форме Банка России, за исключением случаев предоставления указанной информации судам по уголовным делам.

Документы и сведения об операциях, о счетах и вкладах, а также сведения о конкретных сделках физических лиц, физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц представляются кредитными организациями в Банк России при осуществлении Банком России функций, определенных федеральными законами, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Каждая Леди должна знать:  Процедура торговли бинарными опционами

Банк России не вправе раскрывать и предоставлять третьим лицам полученные при осуществлении функций, определенных федеральными законами, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, сведения об операциях, о счетах и вкладах, а также сведения о конкретных сделках физических лиц, физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Кредитная организация, представляющая документы и сведения, предусмотренные частью тридцать третьей настоящей статьи, а также служащие такой кредитной организации не вправе информировать об этом клиентов этой кредитной организации или иных лиц.

Справки по номинальным, залоговым счетам и счетам эскроу могут быть предоставлены третьим лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации.

Информация об операциях по отдельным счетам юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц, входящих в кооперацию головного исполнителя поставок продукции по государственному оборонному заказу, открытым в порядке и в целях, которые установлены Федеральным законом от 29 декабря 2020 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», предоставляется кредитными организациями в соответствии с указанным Федеральным законом государственному заказчику государственного оборонного заказа, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, головному исполнителю поставок продукции по государственному оборонному заказу, исполнителю, участвующему в поставках продукции по государственному оборонному заказу, уполномоченному банку, в который переводится сопровождаемая сделка, в случаях и в объеме, которые предусмотрены Федеральным законом от 29 декабря 2020 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Сведения о счетах, вкладах и об остатках денежных средств на счетах, во вкладах кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, сведения о счетах, вкладах и об остатках денежных средств на счетах, во вкладах супругов и несовершеннолетних детей кандидатов в депутаты или на иные выборные должности представляются кредитными организациями в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации при проведении предусмотренной законодательством Российской Федерации о выборах проверки достоверности сведений, представленных кандидатами в депутаты или на иные выборные должности в избирательные комиссии.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации не вправе разглашать третьим лицам сведения, содержащие банковскую тайну, полученные ими от кредитных организаций при проведении предусмотренной законодательством Российской Федерации о выборах проверки достоверности сведений о счетах, вкладах, представленных кандидатами в депутаты или на иные выборные должности в избирательные комиссии, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о выборах.

За разглашение банковской тайны Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации и их должностные лица несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.

Информация о случаях и (или) попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента (в том числе сведения об операциях, о счетах и вкладах, в отношении которых были зафиксированы случаи и (или) попытки осуществления переводов денежных средств без согласия клиента) представляется в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О национальной платежной системе», кредитными организациями, операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры в Банк России. Банк России вправе предоставлять получаемую в соответствии с настоящей частью информацию кредитным организациям, операторам платежных систем, операторам услуг платежной инфраструктуры в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О национальной платежной системе».

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора» не вправе разглашать третьим лицам сведения, содержащие банковскую тайну, полученные им при осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитных организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).

За разглашение банковской тайны общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора» и его работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.

Уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг не вправе разглашать третьим лицам сведения, содержащие банковскую тайну, полученные в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».

За разглашение банковской тайны уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг несет ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.

Банк России, государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» предоставляют следственным органам имеющиеся в их распоряжении сведения, составляющие банковскую тайну, включая сведения о конкретных операциях и сделках, а также о клиентах, при направлении Банком России, государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» в следственные органы заявлений и материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Банк России при получении от центрального банка и (или) иного органа надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор, в соответствии со статьей 51.2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» сведений, составляющих банковскую тайну, не вправе разглашать их третьим лицам, за исключением случаев, если указанные сведения запрашивались в целях контроля за соблюдением требований Федерального закона от 7 мая 2020 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами». Разглашение полученных сведений в указанных целях осуществляется с учетом установленных законодательством иностранного государства требований к раскрытию информации и представлению документов.

Банк России при получении от иностранного регулятора финансового рынка в соответствии со статьей 51.3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» сведений, составляющих банковскую тайну, не вправе разглашать их третьим лицам, за исключением случаев, если указанные сведения запрашивались в целях контроля за соблюдением требований Федерального закона от 7 мая 2020 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами». Разглашение полученных сведений в указанных целях осуществляется с учетом установленных законодательством иностранного государства требований к раскрытию информации и представлению документов.

Банковская тайна

Согласно статье 857 Гражданского Кодекса РФ, статье 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» любая кредитная организация гарантирует тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией только им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате РФ, органам государственной налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности. Кроме всего, при наличии согласия прокурора сведения, содержащие банковскую тайну, могут быть выданы органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. Перечень органов, осуществляющих производство по уголовным делам, определен уголовно-процессуальным законодательством.

Под сведениями, составляющими банковскую тайну, следует понимать сведения о личности клиента, о движении его вкладов (размер, время и сумма поступления или снятия со счета), иные сведения об операциях по счету. При определении пределов и объемов банковской тайны следует руководствоваться постановлением СМ РФ «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» № 35 от 05.12.91. Поскольку банковская тайна охватывается понятием коммерческая тайна.

Банку России предоставлено право осуществления лицензионных, надзорных и контрольных функций. При осуществлении данных функций Банк России не вправе разглашать сведения о счетах, вкладах, конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций.

Положения закона о сохранении банковскими учреждениями тайны об обороте денежных средств своими клиентами является неотъемлемым условием заключения договора банковского вклада и банковского счета. В связи с чем статья 857 ГК РФ и статья 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» предусматривают ответственность банковского учреждения как контрагента по сделке за разглашение банковской тайны в форме возмещения убытков. Должностные лица кредитных организаций и их работники несут уголовную ответственность за разглашение банковской тайны по статье 183 УК РФ. Кроме того, клиент вправе потребовать возмещения морального вреда за разглашение банковской тайны в порядке, предусмотренном статьями 151, 152 ГК РФ.

Каждая Леди должна знать:  макди в новом виде

Однако сфера банковских учреждений в России на протяжении последних лет претерпевала существенные трения с органами исполнительной власти по вопросам доступа правоохранительных органов и их спецслужб к раскрытию банковской тайны.

В июле–августе 2000 года Ассоциация Российских банков неоднократно обращалась к руководителю Федеральной службы Налоговой полиции РФ за оказанием содействия в пресечении неправомерных попыток органов налоговой полиции на местах получить доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну. В своем обращении банкиры ссылались на то, что органы налоговой полиции вправе истребовать в кредитной организации документы, содержащие банковскую тайну, лишь по находящимся в производстве этих органов уголовным делам, предварительно получив согласие у прокурора. В ответ на данные обращения было издано письмо ФСНП РФ № ВВ-2506 от 18.08.2000. В данном письме руководство ФСНП РФ разъясняет, что в соответствии с пунктом 9 статьи 11 Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции» федеральным органам налоговой полиции для выполнения возложенных на них задач предоставляется право получать безвозмездно от любых организаций и физических лиц информацию, необходимую для исполнения возложенных на ФСНП обязанностей. По мнению последних, закон никак не ограничивает органы ФСНП в праве на получение от банков сведений, отнесенных к банковской тайне.

Данный вывод нельзя признать обоснованным, поскольку системный анализ норм Налогового кодекса Российской Федерации, в частности, его статьи 31, 36, дает основание для вывода о том, что функции органов налоговой полиции в настоящее время ограничены сферой тех нарушений законодательства о налогах и сборах, которые могут быть квалифицированы как преступления или административные правонарушения. Сфера же налогового контроля, который ранее осуществлялся налоговой полицией (в частности, с использованием прав налоговых органов), из предмета ее ведения в соответствии с Налоговым кодексом РФ исключена.

Согласно статье 7 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ» федеральные законы и иные нормативно-правовые акты действуют в части, не противоречащей Налоговому кодексу РФ. Таким образом, закон о федеральных органах налоговой полиции не может действовать в той мере, в какой он позволяет в обычном порядке раскрывать банковскою тайну.

В свете последних изменений на мировой арене в России был принят ряд фундаментально новых правовых актов, касающихся установления государственного мониторинга за финансовыми потоками субъектов гражданского оборота. В России была предусмотрена целая система мер, направленных на борьбу с отмыванием преступно полученных доходов. На подобный отчаянный шаг отечественного законодателя подтолкнули международные организации – Национальный инвестиционный совет (НИС) и Организация по противодействию отмыванию капиталов (FATF).

С принятием Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» № 115-ФЗ от 07.08.01 и о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ была поставлена точка в дискуссии о пределах доступа правоохранительных органов к сведениям, составляющим банковскую тайну. В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» обязательному контролю со стороны государственных органов подлежат практически все крупные сделки на сумму свыше 600 тысяч рублей. Перечень этих сделок указан в тексте закона. В законе также указан перечень конкретных действий организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом по документальному фиксированию как самих сделок, так и идентификации лиц, совершающих данные сделки. Законом возложена обязанность на кредитные учреждения в срок не позднее одного банковского дня уведомлять специально созданный уполномоченный орган о совершенных сделках и лицах, их совершивших. Более того, согласно пункту 3 статьи 7 Закона кредитные учреждения и их работники обязаны направлять в уполномоченный орган сведения о всех «подозрительных» сделках, совершенных на сумму менее чем 600 000 руб., не входящих в перечень сделок, подлежащих в силу закона обязательному контролю. Таким образом, после вступления данного закона в силу, т.е. с 01.02.02, следует говорить о тотальном контроле государства за финансовыми операциями субъектов гражданского оборота. Функции по организации такого контроля и его координации возложены на специальный уполномоченный орган – Комитет по финансовому мониторингу РФ (далее – КФМ). Данный комитет образован Указом Президента РФ № 1263 от 01.10.01. Этот орган был включен в структуру федеральных органов исполнительной власти и вошел в систему Министерства финансов РФ. Возглавил данный Комитет первый заместитель министра финансов России. Исходя из компетенции данного органа, его следует отнести к органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, постольку, поскольку основными задачами данного органа является сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом физических и юридических лиц на негласной от этих лиц основе.

Какой-либо особой процедуры (после возбуждения уголовного дела, с санкции прокурора) получения права доступа к сведениям, составляющим банковскую тайну для КФМ, в текстах новых правовых актов не предусмотрено. Вместе с тем в самом тексте Закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» (пункт 8 статьи 7) указано, что представление в КФМ сведений и документов работниками организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, не является нарушением служебной, банковской, налоговой и коммерческой тайны. В связи с этим легальное понятие охраняемой законом тайны было существенно трансформировано. Глава ФСНП Солтаганов В.Ф. на состоявшейся пресс-конференции подчеркнул: «Ни банковской тайны, ни какой другой тайны для этой организации существовать не будет» (Газета.Ru от 25.12.01). Однако после вступления в силу Закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» (статья 8) банковская тайна перестает существовать не только для КФМ, но и для всех остальных правоохранительных органов, осуществляющих предварительное следствие по преступлениям, предусмотренным статьями 174, 175 УК РФ. КФМ в силу части 2 статьи 8 Закона может передать полученные от банка сведения, составляющие банковскую тайну, при наличии так называемых «достаточных оснований» в любой правоохранительный орган в зависимости от его компетенции для уголовного и административного преследования лиц, подозреваемых данным органом в отмывании доходов. До принятия данного закона получение правоохранительными органами подобных сведений было возможно только после возбуждения уголовного дела с обязательной санкцией прокурора на истребование сведений, могущих составлять банковскую тайну. Теперь любые сведения о своих клиентах и корреспондентах, содержащих признаки статей 174, 175 УК РФ, банки обязаны незамедлительно передать в органы правопорядка через КФМ. Обрабатываться такие сведения будут в порядке статьи 109 УПК РСФСР.

Остается неясным, каким образом должен действовать КФМ в случае обнаружения в полученной им информации признаков совершения либо подготовки к совершению иных преступлений либо правонарушений, не связанных с легализацией преступных денег. Например, информация о готовящейся сделке, целью которой является совершение хищения в форме мошенничества. Несомненно, что такие данные должны быть переданы в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией. Но в этом случае КФМ выйдет за пределы своих полномочий, поскольку материалы, содержащие банковскую тайну, могут быть раскрыты последним только в связи с противодействием легализации преступных доходов. Кроме всего, данные, полученные подобным путем, будут лишены доказательственного значения, поскольку они будут получены в нарушение части 2 статьи 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и в силу части 2 статьи 50 Конституции РФ не могут быть использованы в качестве доказательства. Больше того, данный орган должен будет нести ответственность за разглашение подобной информации.

Будут ли новые меры по борьбе с отмыванием доходов в полной мере оправданы исправлением имиджа России на мировой арене – покажет практика применения Закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Однако уже сегодня можно назвать подобные меры чрезвычайными. Для многих предпринимателей такие экстраординарные методы борьбы с экономической преступностью могут стать основной болью. Потому как многие вкладчики банков могут усмотреть в финансовом мониторинге не оздоровление экономики, а очередной шаг государства к ущемлению прав хозяйственников и усилению карательных функций проверяющих органов по отношению к добросовестным налогоплательщикам.

Брокеры бинарных опционов, выдающих бонусы за регистрацию на их сайте:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Бинариум — самый честный и надежный брокер бинарных опционов за 2020 год!
    Бесплатное обучение трейдингу + демо-счет на любую валюту!
    Получите свой финансовый бонус за регистрацию: